LE BUNKER DE LA DERNIERE CREEPOZOIDS

Форум закрыт
 
 FAQ   Поиск   Пользователи   Группы   Регистрация   Профиль   Войти и проверить личные сообщения   Вход 

Мой адрес - Советский Союз

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов LE BUNKER DE LA DERNIERE CREEPOZOIDS -> Разное
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
olegmanson



Зарегистрирован: 14.07.2006
Сообщения: 3265
Откуда: krasnoyarsk

СообщениеДобавлено: Пн Мар 10, 2008 10:07 pm    Заголовок сообщения: Мой адрес - Советский Союз Ответить с цитатой

(разворот) МАШИНА ВРЕМЕНИ
(общий) BACK TO USSR
Мой адрес - Советский Союз
---

Давеча машинально и привычно зашел в книжный магазин с домом
рядом. Вполне себе такой небольшой и внепафосный книжный, скорее
ближе даже к характеристике <скромный>. Без имперского замаха и
пудовой неоновой вывески <Новые Робски и Минаев - у нас, у
первых в городе!> (неплохой лакмус для выявления степени
ублюдошности владельца, извините). Походил, поснимал с полок,
полистал, стараясь не слюнить палец (чтоб не наесться микробов).
Радостно обнаружив в дальней резервации томик Акутагавы, что,
похоже, никто и не шевелил с места с момента выпуска, вот уж
восемь как лет, схватил его всеми лапками и поволок, пыхтя, к
кассе. И пока стоял там в куцей очереди из двух человек и
окидывал пытливым взором плотно заставленный интерьер, вспоминал
про дремучее. Про времена советские. Про книжную диету, когда
тиражи, вроде, и миллионные, и магазины - хоромы царския, а
явись ты, к примеру, в <Дом книги>, что поправо от Дворца труда
на Кольцевой в Роще - почитать-то купить и нехрен, вы меня
простите опять. (Лишь: страшилка в мягкой обложке о вреде
сионизма для здоровья; монография <Кроты и землеройки
Приднестровья в воспоминаниях современников>; <Апрельские
тезисы. Издание 137-е, переработанное и дополненное. Авторская
редакция> и книжка-раскраска <Алпамыс и Чебурек, пыхнув
хорошенько, идут по шишки>). Когда самые грамотные, отправляясь
по турпутевке в братские страны социализма, пёрли оттуда не
только мятную рассыпчатую жувачку и <варёные> тряпки, но и
книги, что продавались в международных отделах <Планеты>,
<Глобуса> (или как там они ещё назывались где?).

Из Польши мать тогда привезла двухтомник Платонова, а из
Болгарии - <Таинственный остров> Верна и сборник советской
фантастики, который я перечитывал по кругу и внапоперёк раз
одиннадцать. Пока он, развалившись на отдельные буквы, с того не
помер.

---


Мало какой наш человек тогда просто так выбрасывал
прочитанные журналы, газеты, подписную брошюрку <Блокнот
агитатора> и изношенные до зиятельства дырок рейтузы. И
<Мурзилка>, и юзанные кальсоны дедушки Тараса помещались в
заведомо отведенные для того места кладовок и балконов. А когда
рейтуз и мурзилок собиралось в должной мере, требовалось снести
и сдать их на вес специально обученному человеку.

Ближайший ко мне специально обученный сидел в будке в одном из
дворов шестого микрорайона в Зелёной Роще - мутный, суетливый и
отчетливо вороватый персонаж лет двадцати пяти, на должность
сытную попамший явно по большому родственному блату. Понятно же,
что такие вот точки приёма вторсырья - младшие родственники
городских свалок - несли сидельцам много чего, помимо чисто
праведной зарплаты рублей в семьдесят.

Тряпки следовало уложить в мешки, бумагу - увязать в стопки.
Обученный всё это тщательно взвешивал, и за каждый кило от него
выдавалась марка с цифирью. Марки были разного цвета, как значки
буржуазных бойскаутов. Их пристало лепить на картонку по типу
карточки для лото. И когда страждущий скапливал нужное поголовье
чудодейственных марок, скажем, за сданные пару тонн <Правд>,
<Гудков> и <Красноярских рабочих>, он таки ехал в некий отдел
при книжном, опять же, магазине, где, предъявив залепленную лото-
карточку строгой мымре в стрекозьих очках, мог выкупить какую-
нибудь дефицитную книжицу. То есть, не обменять на свою
аппликацию, а именно выкупить, заплатив по номиналу на обложке.

Чаще всего - Дюма и Дрюона.

Боле: имелись такие подвижники, что описанным образом умудрялись
собрать весь комплект дрюоновских <Проклятых королей>, про
многоходовые дворцовые интриги и принцесс-прелюбодеек. (Очень
познавательно).

Это были настоящие маньяки. Они заставляли собственных детей
бродить по домам окрест, звонить во все подряд квартиры и
плаксиво объявлять гражданам сердитым: <Мы - пионерский отряд
имени Павлика Морозова, у нас - план по сдаче. Мы боремся за
звание и переходящий золотой горн.

Подайте, Христа ради, кто осьмушку, кто четвертушку. Есть у вас,
к примеру, ненужная подшивка журнала <Огонёк>?>

В основном граждане по ту сторону дверей страшно удивлялись и
поражались, как бессовестно и в лоб их за идиотов принимают.
Ведь все же сами тоже шибко хотели дрюонов про бля***ва
французских принцесс, и про д`Артаньяна с Атосом хотели, и тоже
таскали свои <Гудки> вороватому, как вьючные. Поэтому, получив
очередной отказ, дети вставали на путь преступлений: они
взламывали почтовые ящики. Прокрадывались в те подъезды (тогда
ставить на них сейфовые двери еще не было принято) и потрошили
все п/ящики оптом.

Так десятки наших соотечественников не имели возможности
прочесть вечером после работы очередную передовицу об успехах
социалистического строительства, бодрые вести с полей, здравницы
советскому триатлону и не видели, как на первой полосе
<Известий> Леонид Ильич опять с удовольствием лобзает кого-то
взасос, хищно клацая протезом нижней челюсти.

--- НА ПЛАШКУ ---

Любопытства ради попробуйте заглянуть в выходные данные тех
книг, что издаются сейчас. Найдите там строчку <тираж>. Три,
пять, восемь тысяч экземпляров. Перевалил за десять - автор
лакает валидол, ибо от счастья сердце прихватывает. От двадцати
до пятидесяти - дело пахнет национальным бестселлером. А если в
районе ста и дальше, то это либо Акунин, либо Лукьяненко
очередной <Дозор> набуровил, либо Поттера перевели.

---


...Хотя и не книжкою единой: помимо пищи духовной в будке мутного,
за ничуть не менее мутным оконцем были выставлены прочие
редкости времен строительства коммунизма: переводные картинки,
жевательная резинка, фломастеры, брутальные баллончики для
сифона, батарейки <крона> и батарейки так называемые квадратные,
на 4,5. Те самые, чью степень заряда проверяли, приложившись
языком к обоим контактам. Язык щипало. Что прикольно.

Это я к тому, что можно было, основательно выпотрошив полсотни
многострадальных почтовых ящиков и собрав от дверей
квартиросъемщиков тряпошные половички, насшибать на пачку
<ротфронтовского> бубльгума.

Или элемент питания для электрической машинки, что притомилась
уже под кроватью пылиться недвижима.

Замечу: суетливый никогда особо не рефлексировал, если ему
приносили пачку одинаковых, еще пахнущих типографской краской
<Работниц> или охапку уворованных с дворовых сушилок
пододеяльников. Полагаю, у приемщика тоже был план. А
социалистический план - это такая штука, которую хоть пусти ты
носом юшку, а выполнить надо. Выполнил план - тебя вешают на
почетную доску, недожал - ежеквартальная премия уходит в область
фэнтези и жена остаётся без козьих варюжек на зиму.

---


Отдельно хотелось бы сказать про батарейки. Да и про баллончики
к сифонам тоже.

До сих пор терзаюсь нерешенной загадкой, почему т.н. круглые
батарейки бравыми рядами стояли в любом магазине, а за
квадратные нужно было сдавать полцентнера соседских половичков?

Где секрет, в чём тайна?

От круглых питались скрипучие и чахоточные кассетные
магнитофоны. Шести штук хватало прокрутить с обеих сторон
полуторачасовую японскую кассету Denon раза три. При условии,
что громкость не станешь выворачивать.

После того, как батарейки сдыхали, с ними можно было делать
только одно - швыряться с балкона в проезжающие грузовики. Нет,
конечно, куриными яйцами в автотранспорт запустить было куда как
безопасней для обеих сторон, но если тебя за этим делом ловили
родителя - всё, привет. Помнится, свирепый мужик, по плеши
которому я как-то очень удачно залепил, вычислил снайпера
красным глазом, поднялся, заколотился в дверь и, когда отперли,
произносил родительнице, гневно тряся ушами: <Вы только
посмотрите, женщина, что он у вас выделывает! Сколько одно яйцо
нынче стоит? Тринадцать копеек одно яйцо стоит! А сколько он их
уже выпустил? Идите же и подсчитайте по желткам на асфальте>.

Лысый дедуктивный оказался.

Были проблемы. Мать сказала: <Ты, наверное, зарабатываешь
столько, что можешь себе это позволить?> Я учился в классе
третьем и в принципе ничего не зарабатывал. Соответственно,
позволить не мог. Почувствовал себя бессмысленным рудиментом,
устыдился, и с того дня с балкона кидался исключительно
картофелем.

То есть, проняло.

Газосодержащие баллончики для сифонов тоже представляли из себя
в высшей степени загадочных субъектов. Сами сифоны - пузатые и
облупленные - неуклонно украшали собой крыши холодильников
практически в каждой советской квартире. Это притом, что
газированной воды ты от них фиг дождешься. Потому что в
магазинах эти баллончики сроду не продавались. А если партия и
поступала, торговые сотрудники моментально распределяли их меж
собой и родными и близкими, и те упивались потом газированной
водой с сиропом до энуреза, тогда как простые люди вынуждены
были давиться <Буратино> из стеклянных бутылок.

Не то, чтобы <Буратино> меня чем-то не устраивал - с <Буратино>
было всё в порядке. <Буратино> был вкусен, шипуч и не убивал,
медленно, но верно, печень, в отличие от кокакол и спрайтов -
это да. Но одно дело: казенная бутыль зеленого стекла из отдела
<Вина-воды>, а другое, когда ты, сидя на диванчике пр-ва
кагалымского лесопильного завода и смотря на телеприёмнику
<Радуга> <Спрута>, небрежно прыскаешь себе в граненый стакан из
личного сифона столько, сколько тебе надо. Тут совсем другой
психологический эффект. И у кого не было годами безработно
простаивавшего сифона на кухне - тому не понять всех прелестей.

---


...А знаменитовые капроновые сетки-авоськи - ничуть не меньший
культ, чем майки-алкоголички?! Некоторые старорежимные бабушки до
сих пор такими пользуются. Отчего? Оттого, что они, натурально,
бессмертные. Что ей, капроновой, сделается? Натолкаешь в неё,
бывало, чисто вымытых спецёршиком бутылок из-под молока да
кефира - и влекёшь сдавать. Поллитровая - 15 копек. Литровая - 20.
Половина выручки - твоя. А на остальное надо было купить черную
круглую хлеба за 16, сайру в масле за рупь и банку горчицы уже-
не-помню-за-сколько.

Из сайры варилась уха, а с горчицей елся гороховый суп. Потому
как - и это все знают - гороховый суп без горчицы - самое дикое
и невероятное извращение. Без горчицы гороховый суп только негры
в Гарлеме едят. Да и то не всегда.

Со временем, правда, по ходу взросления, некоторые из нас
начинали понимать, что ходить в магазин со старушечьей
капроновой авоськой что-то как-то совсем немодно. И правильные
эээ... тинейджеры советских времён переносить предметы уважали
исключительно в пакетах с рисунком. Разумеется, никаких пакетов
с рисунком в магазинах тоже не было - всеми пакетами с рисунком
около Торгового центра на Красрабе торговали цыгане. Цыгане
фарцевали ещё помадой, солнцезащитными очками и навязчиво
предлагали позолотить им ручку взамен на сомнительные
предсказания счастья в личной жизни и успехов в труде. На
помадки мне было глубоко фиолетово, но пакеты помню ясно - стоил
3 рубля/шт.

Чтоб я не чувствовал себя немодным, мне был куплен один такой, с
рыкающим леопардом. И я таскал его до тех пор, пока они - и
пакет, и леопард - не стали напоминать дохлую беременную медузу
на грани нервного срыва.

---


...А <Тройной одеколон>, как мне кажется, выпускался строго для
употребления вовнутрь изначально. Не слыхивал я, чтоб им кто-то
одеколонился, простигосподи. Чаще одеколонились ещё одним достижением
советской парфюмерии - <Шипром>. <Шипр> невозможно пах извёсткой,
выдававшей себя за свежесть.

Еще <Шипром> прижигали прыщи на морде.

Женский вариант - прижог прыщей <Красной Москвой>.

Кто из них монструозней - очередная загадка, канувшая в Лету.

В 88-м я, помню, как-то махнул <Тройного> в армии. Он
разбавлялся водой один к трём (на выходе: белесая мерзость) и
вливался в голову залпом.

Мне не понравилось.

<Русский лес> был куда вкуснее.

---


Презервативы. <Презерватив резиновый>. По две копейки за
экземпляр. В обёрточной бумаге. Отдельная песня. Выглядели так,
что, сдаётся мне, при одном только взгляде на резиновый
советский презерватив у нашего человека пропадало всякое желание
в него наряжаться, и он предпочитал переболеть семь раз подряд
гонореей, лишь бы не натягивать.

Ввиду неимения тогда продюсера Прянишникова, кабельных
порноканалов и журналов Teenage Anal Princess главной шуткой
советских детей было явиться гурьбой в аптеку и, смущаясь и
идиотски хихикая, предлагать тетенькам в белых халатах
продать пару <напальчников>: <мама палец порезала, истекает
кровью, напальчник просит>. Тетеньки в халатах устало цыкали
зубом и настаивали, чтоб мы прекратили безобразить и купили
лучше себе пиктусину. Ну или аскорбинок. Но ведь в пиктусин
проблематично было закачать ведро воды и жахнуть этим делом с
седьмого этажа. От такого жаха в газоне оставалась воронка, как
после падения актёра Моргунова с коровы. Страшное было орудие.

Удивительно, как никого не убили.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
uzername



Зарегистрирован: 11.07.2006
Сообщения: 3088
Откуда: новосибирские окопы

СообщениеДобавлено: Пн Мар 10, 2008 10:21 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

olegmanson писал(а):
Газосодержащие баллончики для сифонов тоже представляли из себяв высшей степени загадочных субъектов.

Был у нас такой сифончик.Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
olegmanson



Зарегистрирован: 14.07.2006
Сообщения: 3265
Откуда: krasnoyarsk

СообщениеДобавлено: Пн Мар 10, 2008 10:25 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

http://www.7682.ru/
сайт с подзаголовком Энциклопедия нашего детства
всё узнаваемо с полпинка
для любителей Гришковца - у того тоже всё с полпинка узнаётся
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
olegmanson



Зарегистрирован: 14.07.2006
Сообщения: 3265
Откуда: krasnoyarsk

СообщениеДобавлено: Пн Мар 10, 2008 10:28 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

блядь... сейчас перечитал собственный же текст - расчувствовался
не, натурально: маразм близок
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
cartesy



Зарегистрирован: 16.07.2006
Сообщения: 845
Откуда: Москва / Минск

СообщениеДобавлено: Ср Мар 26, 2008 8:00 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ebay. Орден Красной Звезды с Женщиной. Золото, эмаль.
http://community.livejournal.com/ru_deutsch/716067.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
uzername



Зарегистрирован: 11.07.2006
Сообщения: 3088
Откуда: новосибирские окопы

СообщениеДобавлено: Сб Мар 29, 2008 12:47 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

"У меня муж преподает, и у него как раз сейчас студенты 1990-1991 гг рождения. На вводной лекции он их спросил, что такое комсомол. Никто не знал, никто даже не попытался ответить.
В целом же студенты "почему-то" убеждены, что быт не сильно отличался от современного - все везде было, среди ночи можно было купить в супермаркете пива и пачку креветок, но при этом все были социально защищены, у всех была работа, хорошие пенсии и стипендии и т.д. На этом фоне вышеприведенные цитаты - это просто наивная прелесть...
Причем когда муж им что-то рассказывает, они очень часто ему просто не верят. Когда он сказал, что чтобы купить "Трех мушкетеров", надо было сдавать макулатуру, реакция была: "Перестаньте, Вы нас разыгрываете, такого не может быть"Smile"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
olegmanson



Зарегистрирован: 14.07.2006
Сообщения: 3265
Откуда: krasnoyarsk

СообщениеДобавлено: Пн Авг 25, 2008 8:25 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

РЕТРОСПЕКТИВА
---
МАШИНА ВРЕМЕНИ
---
Рождённый в СССР
---
Олег МЭНСОН.
---

В 1984 году Брюс Спрингстин, простой американский парень из Нью-Джерси, от сохи практически, записал поколенческую песню Born In The USA – «Рождённый в США».
Ровно через двадцать лет, по другую сторону – как принято говорить – океана, клочковато бородатый и чувствительно блаженный патриот из России Юрий Юлианович Шевчук сподвигся примерно на то же самое. Имеем ввиду его «Рождённого в СССР». Ты её наверняка слышал:

Что вернёт нам надежды? Что спасёт красота?
Ты вчера был хозяин империи, а теперь – сирота.

Насчёт хозяина империи Юрий Юлианович (его сам Киркоров, кстати, боится), наверное, иронизирует. Хотя, возможно, и серьёзен, как дохлый удав – с него станется.
Обе вещи не лишены надрыва, великодержавного пафоса и хриплой истерии. В обеих есть некоторое душевное нездоровье. Но чего не отнять, обе верно ловили настроение момента. В «Рождённом» Спрингстина, что некоторые недалёкие до сих пор склонны трактовать как ура-патриотический гимн, в реальности всё с точностью до наоборот. Текст Шевчука чуть попроще; он о том, что мы всё, как обычно, прое***. И понятно, что обращается при этом тов. Шевчук не к владельцам бутиков, крытых рынков и мультиплексов, а к тем, что не смогли или не захотели вовремя сориентироваться, перестроиться и влиться в грязевые потоки. И которым только и осталось сейчас, что вспоминать хлеб по 16 копеек, кильку в томате за 33 и смотреть умиляющий канал «Ностальгия», где молодой Масляков в галстуке-«селёдке» начинает КВН сорокалетней давности, где поёт Ада Ведищева и голубые тёртые джинсы с медными заклёпками символизируют тлетворное влияние империализма.
---


СССР. Два канала. Первый и второй, соответственно – устанешь считать (наверное, по этой причине у советских телевизоров не было пультов ДУ?). «Международная панорама»,
«Сельский час», «Наш сад» и «Музыкальный киоск», ведущая – Элеонора Беляева.
ЭЛЕОНОРА, дорогие мои!
Это всё равно, что начать партсобрание с обращения к присутствующим «господа!».

--- фото 00

Как-то одноклассник дал изучить перепечатанные на машинке порнографические рассказы, что нашел у папы/мамы под бельём в шкафу (за каким пнём он туда полез – не уточняется). Ну, знаешь: «Баня», «Японская комната», «Возмездие» Алексея Толстого и «Элеонора». Тот, где про плотскую любовь – простигосподи – с медведем в конце.
Разнузданный, как взрыв секс-шопа.
Юная психика была полностью разодрана в лапшу, а имя Элеонора с того момента прочно стало ассоциироваться чёрт те с чем.
Мы эти рассказы от руки в тетрадки переписали. Давали читать девчонкам. Девчонок крючило с того по три часа подряд потом. Особенно крючило по поводу медведя.
(Я и сам – признать – неоднократно содрогнулся).
---

Элеонора Беляева, музыковед, заслуженная артистка России (уже после). Бессменные тридцать лет в «Киоске», который три пятилетки назад закрыла сама. Руководство сказало, что передача должна наконец-то приносить деньги, потому как настал рынок, – их надо брать с музыкантов за эфиры. Элеонора Валериановна, натурально, с того обомлела.
Изящная, строгая, с причёской. Блондинка. Рассказывала про Баха и Оффенбаха. А однажды – помню – про Элтона Джона. По поводу приезда педераста и миллионера в Союз. Показали клип (правда, у нас никто толком тогда не знал, что это клип): сэр Элтон кучковался туловищем за роялем и чего-то пел. Рояль стоял на вершине горы. На сэре Элтоне была шляпа, которой он укрывал раннюю плешь. Песня была протяжная и нудная. Мне не понравилось.
Да и сейчас – так скажу – тоже не нравится он мне.
---

Элеонора Валериановна сидела прямо, как с аршином. Говорила поставленным голосом страшно грамотно – речь лилась плавно, без выбоин. Сильно походила она – как мне казалось – на жену какого-нибудь герцога Виндзорского, или типа того.
Простой советский мужчина-строитель угрюмо валялся в воскресенье перед телевизором и видел там Элеонору Беляеву, рассказывавшую очень увлекательное про Мендельсона. Мужичина смотрел на Элеонору Беляеву немного, потом переводил тяжелый взгляд на свою жену Машу, мать его детей, работавшую шпалоукладчицей на Красноярской ж/д. Потом опять смотрел в экран. И ему постепенно становилось крепко дурно, и он понимал, что жизнь проходит где-то там, далеко. Где-то далеко есть стройные блондинки, похожие на Виндзорских герцогинь, могущие отличить соль от си-бемоль и наверняка держащие за обедом нож в правой руке, а вилку в левой (Маша ножом вообще не пользовалась, а откусывала прямо от котлеты, которую брала как попало).
Мужчина начинал тосковать. Уходил, напивался сильно водкой и вечером бил жену-Машу утюгом в корпус. А та не могла понять, за что. Только закрывалась большими мозолистыми руками и спрашивала тихо: «Коленька, ну зачем ты?».
Утром Коленька, сизый и мятый с похмелья, жрал на кухне глазунью на шкварках из сковородки и решал, что младшенькую, Глашу, необходимо отдать в музыкальную школу, чтоб хоть с неё толк вышел.
---

P.S. Отдать-то отдали, но толку – не шибко: Глафира Николаевна трудится в муниципальном детском садике № 16 музыкальным, собственно, работником: играет на пианино, пока мелюзга корячится на зарядке. И ещё на всех утренниках. Мужа у неё нет, а детей она ненавидит. Любит только свою кошку Мусю, полуослепшую от старости. Глафира смотрит латиноамериканские телесериалы и «Криминальную Россию». Пианино дома у неё, к слову, тоже нету – она и музыку ненавидит. Её и от неё тошнит. Родители давно померли, и она ни разу не была у них на кладбище.
Что-то, видать, Николай сделал неправильно.
---


По пятницам все уважающие себя жители Красноярска оживлённо шли к будкам «Союзпечать» и, выстояв очередь преизрядную, покупали две вещи: специальную газету (в половину этого листа) с программами радио и телевидения, и «Красноярскую неделю», которую обзывали запросто «Неделькой». Произносили киоскёрше в низкое окно: «Мне программу и «Недельку». И – заметь – ни у кого с набором женских трусов это не ассоциировалось.
---

В «Неделе» публиковали объявления граждан из серии «продам буфет и люльку от мотоцикла «Урал» и рекламу. Например, рекламу ЦУМа, куда случился массовый сезонный завоз культовых суконных ботов «Прощай, молодость». Тех, что с желтой «молнией» попереду. Черные, демократичные, на резиновой подошве, страшные, как свирепый бука:

--- фото 01

В «прощайках» ходили все. Даже вполне приличные люди ходили в «прощайках».
Крутые югославские сапоги могли позволить себе единицы, так что особо стесняться не перед кем.
«Прощайки» были мужскими и женскими. Вторые – повыше, полусапожкового типа.
У меня они тоже, конечно, имелись, и я к ним одно время без претензий. За исключением, разве что: кондовый железный зиппер имел мерзкую привычку ломаться то и дело. Ну и ещё они лопались, трескались и рвались, как советские же двухкопеешные презервативы в неинтересных серых бумажных пакетиках. Можно было споткнуться чуть – и передняя половина подошвы бота с глумливым чпоком отслаивалась, широко разевая хляблую пасть.
Помните? Это называлось «ботинок каши просит».
Некоторые несли полутруп в сапожную мастерскую лудить, но наиболее здравый финал истории – выкинуть нахрен, и начать мечтать о чём-то поприличнее. Ибо после того, как родители привезли соседу из турпоездки по Прибалтике синие замшевые кроссовки с двумя красными кожаными врезками по бортам, меня стало неудержимо рвать от одной лишь мысли о ботах «Прощай, молодость».
Я их возненавидел.
Мне от рожи их мерзопакостно делалось полностью.
А сосед носил свои синие с полосками даже зимой, на шерстяной носок.
Сам видел: когда он, падла, шёл в них по коридору, электорат оборачивался, блестел глазами и глотал голодную слюну.
---

Иногда, проезжая сейчас по Красрабу и видя вряд фирменные магазины «Рибок», «Найк», «Адидас» и ещё что-то там, я вспоминаю те замшевые соседские кроссовки и испытываю недопонятые ощущения. Есть какое-то странное, смутное чувство поддельности происходящего. Как в «Матрице».
---

«Прощайки», кстати, до сих пор выпускаются. Стоят рублей двести и проходят по ведомству спецодежды.
---


СССР. Два канала. Первый и второй, соответственно. Надел «прощайки», сходил в «Союзпечать» (ко мне ближайшая была напротив 52-й «фазанки» в Роще), купил программу. Вернулся, взял шариковую, с красной пастой, ручку, сел на кухне.

--- ВРЕЗКА ---
Простейшая советская шариковая ручка – из блеклой цветной пластмассы. 35 копеек в «Детском мире». При неосторожном обращении ломалась посредине, там, где резьба. Тогда место травмы закрепляли изолентой. Сменные стержни: синий, зеленый, красный или черный, стоили по девять копеек и очень любили «бежать». Задумывался ты, почему ручка шариковая? Потому что на пишущем её конце был особым образом зажат наконечником – вообрази себе – шарик, который, проворачиваясь, измазывался пастой и, водимый по бумаге, оставлял за собой буквы и цифры. Частенько шарик зажимали браковано, и в зазоры между ним и наконечником протискивалось излишне чернил, которые оставляли за собой безобразные жирным кляксы. Получались страшно неряшливо. И даже самое каллиграфически выписанное упражнение выглядели как из под курицыной лапы.
Такой стержень непременно следовало сразу выкидывать – учителя ругались.
Кроме того, гнусные советские шариковые ручки имели способность вдруг ни с того ни с сего пускать соки, мирно лежа себе во внутреннем кармане пиджака. Тогда на рубашке в сердешной области расползалось чернильное пятно – не отстирать. И рубашонка шля прямиком на тряпки.
Поэтому грамотные персонажи свои шариковые ручки, зная про их скверный характер, носили исключительно в портфелях, от греха.
Гелиевых же тогда не было. Разве что, у детей дипломатов неприсоединившихся стран.
--- КОНЕЦ ВРЕЗКЕ ---


Положено было сразу внимательно просмотреть газету и пометить, что необходимо на неделе глянуть. Художественные фильмы (особо ценились любые иностранные), мультики (главное – не кукольные), «В мире животных», «Что? Где? Когда?», «Служу Советском у Союзу», «В гостях у сказки», передача «Будильник» и «АБВГДейка» - бедный родственник «Улицы Сезам». Но это в выходные. В будний же день, как правило, смотреть было вообще нефиг. И если приходилось выбирать меж «Ленинским университетом миллионов» по первому и настроечной таблицей по второму, нормальный человек склонялся к просмотру настроечной таблицы. В который имелось что-то фантастическое, инопланетное и, пожалуй, мистическое.

Пока всё не поработили цветные телевизионные приёмники, инопланетяне зомбировали нас таблицей 0249, усатой, одноглазой, таинственной и поразительной. А как поработили, пришло время УЭИТ – универсальной электронной испытательной таблицы, значительно менее симпатичной, надо сказать.

--- фото 03

УЭИТ полностью исчезла из эфира в самом начале 90-х (зомби загрустили)… Сейчас поясню, отчего так. Дело в том, что за трансляции таблиц во время перерывов на телеканалах платила всесоюзная сеть по ремонту телевизоров «Экран», которой сейчас нет, разумеется. Точнее, её филиалы на местах. …Зачем, вообще, были нужны 0249-я и УЭИТ? Чтобы мастер от «Экрана», придя к клиенту, мог точно настроить отремонтированный телевизор: помимо сакрального изображения таблица несла в себе тьму положительных функций в этом направлении. Для понимающего разумеется.
А ты думал?
И вот ещё что любопытно вообразить: сколько бы сегодня стоил часовой показ УЭИТ по ОРТ? В миллионах долларов.
---


«В гостях у сказки» смотрели все нормальные люди детского рода. Каждую неделю – костюмированные монстр-мувиз Александра Роу, блокбастеры Александра Птушко, музыкальные сказки Леонида Нечаева, фильмы киностудий соцстран и немного (а иногда и не немного) странноватые картины Надежды Кашеверовой.
Ведущая – Валентина Леонтьева, народная артистка СССР, Лауреат Государственной премии СССР, лауреат ТЭФИ «За личный вклад в развитие отечественного телевидения».

--- фото 04

В своё время руки Валентины Михайловны просил Булат Окуджава.
Отказала.
Умерла, как это сейчас водится, в нищете. В мае прошлого года, в селе Новосёлки.

--- фото 05

В последнем интервью сказала «Я не хочу больше жить».
Этим летом в Ульяновске Валентине Леонтьевой открыт памятник.
Когда в конце 80-х «В гостях у сказки» с тётей Валей» пропала с экранов, электорат принялся гадать, что случилось. Вскоре придя к обескураживающему выводу: её посадили, как американскую шпионку. Об этом говорили в автобусах: «Вы слышали?» - «Да! Ужас! Кто бы мог подумать!» - «Выдавала государственные секреты!».
Очевидно, состав ваты, которым набивалась голова Хрюши. Или какими транквилизаторами пичкали Степашку, что он был такой несусветный, уныло загибающий уши тормоз.
Термина «чёрный пиар» в советские времена, разумеется, не было, но пропагандистские методы д-ра Геббельса никто не отменял.
После Леонтьевой «В гостях у сказки» вела Татьяна Веденеева, но было уже немного не то, согласись?
---


Если к кому-то и можно на сто процентов приделать звание секс-символа советского телевидения – так это к Татьяне Веденеевой. Уже - Татьяне Вениаминовне.
Родилась в Сталинграде в 53-м.
В 72-м уехала в Москву поступать в ГИТИС. И поступила.
Уже на первом курсе, в 73-м, дебютировала в кино – легчайшая комедия «Много шума из ничего» Самсона Самсонова по Уильяму нашему, не побоюсь этого слова, Шекспиру. В обойме с Константином Райкиным и Галиной Логиновой. Ещё через год – Наташа из «Сержанта милиции», в следующем – самая известная роль Веденеевой – девушка-видение Калягина в «Здравствуйте, я ваша тётя».
После института работала в театре Маяковского, вела «Спокойной ночи, малыши!» (по поводу чего передачу, к немалому подозрению жён, стали смотреть взрослые дяди).
Барышня совершенно ангельских конфигураций.
В 1993-м Веденееву с телевидения уволили, и она с мужем уехала жить во Францию. Через семь лет вернулась и в страну, и на ТВ, но уже чуть в курьёзном антураже: тем, кто помоложе, она больше знакома сейчас как «королева ткемале» - вместе с супругом Веденеева владеет компанией по производству соусов.
Неплохая карьера для наставницы Фили и со-ведущей вороны Каркуши,

--- фото 06

В интервью теперь Татьяна Вениаминовна профессионально излагает основы рецептуры ткемале, хвалится эксклюзивным дизайном бутылок, рассказывает, как по её заказу целый академик несколько месяцев работал в лабораториях Голландии и Италии, вычисляя золотые пропорции, и любовно описывает свой европейский заводик, «прекрасно оснащенный, соответствующего профиля».
---


Ткемале – домашний грузинский соус на основе дикой сливы. Вещь, конечно, исключительная. И что ценно – универсальная: его можно хоть к чему. В Грузии сколько семей, столько и рецептов ткемале. Как во времена СССР с кетчупами. В Союзе сколько было семей – столько и рецептов кетчупа. По причине: промышленно в СССР кетчуп не производили. В СССР не было безработицы, секса и кетчупа. Кетчуп – это что-то тлетворное, чуждое, как те самые джинсовые штаны и Джон Рэмбо. Кетчуп – прерогатива толстомордых американцев, которые с ним даже помидоры едят. В СССР было несколько видов томатной пасты. Советская хозяйка покупала банку томатной пасты, и далее импровизировала: разбавляя водой, всыпала сахар, лимонную кислоту, пробовала снабдить ускусом, перчиком, добавляла ванили или ещё что.
Получался суть кетчуп. В баночке с этикеткой «Соус острый шашлычный».
А первые настоящие кетчупы у нас были из Болгарии: узкая бутылка, тугая красная пластмассовая крышка. Разумеется, такое дело, как и туалетная бумага, баллончики для сифона и вельветовые пиджаки, проходило по ведомству дефицита и вот так просто в магазине не стояло.

--- фото 07

Бутылочка болгарского кетчупа на столе, выманенная «через завсклад, через товаровед» (by Аркадий Райкин), немедля создавала прозападное настроение и весомое ощущение крутости происходящего.
Полить варёную сосиску настоящим кетчупом было - ты же понимаешь – куда солиднее, чем макать её же в натюнингованную томатную пасту.
Бутылки из-под кетчупа не выбрасывали – в них наливали самодельный, когда настоящий заканчивался.
И смех, и грех. Что тут ещё скажешь.
---


ВИЗУАЛИЗАЦИЯ
---
5 культовых фильмов нашего детства
---

«Зита и Гита» / Seeta Aur Geeta
Индия, 1972 г., режиссёр Рамеш Сиппи
Разлучённые во младенчестве близнецы (обеих играет сочная, как пирог с яблоками, Хема Малини) по прошествии изрядно лет объединяются дабы обретать счастье в любви и ловко закатывать в асфальт злокозненных родственников, хапуг и блудодеев.
Счастье настало, подонки показательно елозят, все остальные поют и пляшут.
---

«Приключения в каникулы» / Spadla z oblakov
Чехословакия, 1987 г., режиссёр Радим Цвицек
Вольная тринадцатисерийная экранизация книжки Вацлава Боровички «Упавшая с неба»: случайно застрявшая в словацком селе Майка с планеты Гурун потрясает аборигенов тем, что ходит, натурально, по воде, левитирует и может клонировать предметы. (Странно, что католическая церковь не выразила решительный протест). Разумеется, тут же находятся подонки, желающие сдать гуманоида в поликлинику для опытов. (Под конец их показательно накажут).
---

«Секс-миссия, или Новые Амазонки» / Seksmisja
Польша, 1984 г., режиссёр Юлиуш Махульский
Пан Макс и пан Альберт подвергаются заморозке и оттаивают лишь в 2044 году, когда миром правят женщины (всех мужчин перебило войной). Новые амазонки размножаются инкубаторами, секса живого сроду не видели, так что не сложно вообразить, в какую оргию (с элементами целомудренности) выливаются два часа экранного времени.
Несмотря на наличие голых организмов, в середине 80-х картина взяла несколько кинопремий. Хотя, с другой стороны, у братьев-поляков с Этим Делом всегда было посвободней.
P.S. После просмотра, помню, спал очень нервно. Снилось всякое такое.
---

«Хон Гиль Дон» / Hong kil dong
Корея, 1986 г., режиссёр Ким Гильд Ин
Идейный северокорейский исторический боевик: внебрачный сын крупной чиновничьей шишки воспитанный мудрым мастером таэквондо ловко закатывает в асфальт полки злокозненных ниндзя.
Слава катится, подонки показательно трепещут, Хон Гиль Дон победно играет на дудке.
---

«Четыре танкиста и собака» / Czterej pancerni I pies
Польша, 1966-1969 гг., Анжей Чекалски
Похождения трёх польских таксистов, грузина-тракториста и овчарки Шарика признаны самым лучшим телесериалом из всех, когда-либо снятых в Польше. Правда, в 2000-м краковские ветераны вдруг очнулись, и призвали бойкотировать очередной его показ, заклеймив «коммунистической агиткой, восхваляющей советских оккупантов». Ну да бог с ними: старые же люди уже…
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
cartesy



Зарегистрирован: 16.07.2006
Сообщения: 845
Откуда: Москва / Минск

СообщениеДобавлено: Сб Авг 30, 2008 3:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

olegmanson писал(а):
Иногда, проезжая сейчас по Красрабу и видя вряд фирменные магазины «Рибок», «Найк», «Адидас» и ещё что-то там, я вспоминаю те замшевые соседские кроссовки и испытываю недопонятые ощущения. Есть какое-то странное, смутное чувство поддельности происходящего. Как в «Матрице».

в точку!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
cartesy



Зарегистрирован: 16.07.2006
Сообщения: 845
Откуда: Москва / Минск

СообщениеДобавлено: Сб Авг 30, 2008 3:16 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

olegmanson писал(а):
В будний же день, как правило, смотреть было вообще нефиг.

а, я научно-популярные фильмы очень любил по утрам, когда болеешь, в школу не ходишь, а родители на работе.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
olegmanson



Зарегистрирован: 14.07.2006
Сообщения: 3265
Откуда: krasnoyarsk

СообщениеДобавлено: Ср Окт 08, 2008 12:54 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ НАШЕГО ДЕТСТВА
---
Игорный бизнес
---
8 подвижных забав <поколения восьмидесятых>
---

НАЧНИТЕ ЧИТАТЬ ОТСЮДА
---
Во времена, когда лет мне было, пожалуй, от десяти-девяти
и ниже, компьютеров и, соответственно, компьютерных игр не
наблюдалось ещё даже у японских детей, сыновей и дочерей вице-
президента <Панасоник>. Ну или почти не (это если
проявить фантазию и принять за таковые бесхитростную
забаву на батарейках <Волк ловит яйца> и ей аналогичные).
В фойе ДК, правда, стояли, помнится, игровые автоматы, на
которых за 15 копеек можно было полетать кривым
пластмассовым самолётиком над опорой ЛЭП, шмякнуть
торпедой во вражью подлодку или жестокосердно пострелять в
животинку. Но автоматы - дорого, мало и коряво. К тому же,
на входе, как правило, кучками слонялся будущий цвет
красноярского рэкета, сканируя карманы пришедших полетать
на кривом. И если тебя не сопровождал дружественный
учащийся старших классов, коему оказалось по пути,
грамотнее всего было в подобные заведения не соваться.
Несколько болезненных пинков по яйцам, а потом ещё пара
затрещин за то, что обзывался <козлами> и <гон***ми> и
нешуточное предупреждение <чтоб мы тебя в нашем
микрорайоне больше не видели, дрищ>, - всё это здорово
отбивало желание культурно проводить время вне "своей"
территории.

Нет, и в каждом дворе, разумеется, имелся комплект
собственного мудачья, детей из, что называется,
неблагополучных семей, сердитых учащихся ПТУ и
профессиональных двоечников, рано начавших допивать
остатки портвейна за родителями, но это было почти
родное, местное мудачьё, с которым худо-бедно всегда
можно было прийти к консенсусу.

Тем более, когда дело касалось командных подвижных
игр.
---


Выгляни из окна во двор. Возможно, пара-тройка мам вывела
выгуляться своих утеплённых детёнышей, комично
перекатывающихся туда-сюда. Когда посолнечней, эта же
публика может деловито ковыряться в песочнице, роя тоннели
китайскими совочками и гремя ведёрками кислотного окраса.
Есть вероятность, что некий карапуз лет четырёх увлечённо
долбит об скамейку сиреневый пластмассовый самосвал, а
Машенька из второго дома, активно смахивающая в своём
розовом пуховике на новорождённого коала, отрывает башку
кукле Барби.

И на этом популяция цветов жизни, скорее всего,
исчерпывается. Поскольку все, кто старше шести, сейчас
сидят дома, тряся джойстиками игровых приставок или
ткнувшись в мониторы компьютеров.

Ноутбуки за пятнадцать тысяч и безлимитный Интернет за
пять сотен в месяц исключительно преуспевают на ниве
конвертации молодого поколения в бледных немощных рахитов,
на которых словосочетание <отжаться от пола семь раз>
наводит панику и ступор. Какое отжаться? У него к восьмому
классу хронический геморрой и зрение <минус> двенадцать.

Выглянув в окно в 80-е, советский человек одновременно
наблюдал как минимум три дюжины юных граждан страны,
разбившихся на группы и предающихся всевозможным
эволюциям. Бодрые и розовые, с румянцем, диаметров в
сковородку, мы бегали в запуски, пинали футбольный мяч
сорока семью способами, отважно делали на качелях
<солнышко>, предпринимали жмурки-пряталки, разыгрывали
сцены из накануне отсмотренных фильмов и пытались почти
невинно зажимать девчонок на верандах в детсаде, куда
удалялись делать первые затяжки сигареткой "Памир".

Летом гвалт стоял с раннего утра и до максимально позднего
вечера, пока матери, свесившись с балконов в манере
альпинистов, не начинали благим матом орать <Домой!> - и
так раз по пять. Домой никто не хотел. Дома не было
многотерабайтных ftp, игровых серверов WOW и ещё не
изобрели p2p-файлообменников. Равно как и DVD,
пятиполосной акустики, <Сони Плэйстэйшн>, КПК, Wi-Fi и
спутникового телевидения.

Ну ты сам подумай, какой дурак сейчас станет метаться
вокруг дома в <казаки-разбойники>, если ему удалось
убедить предков в необходимости апгрейда компьютера, и
<Биошок> с новой видюхой на нём просто летает? Это
примерно то же самое, как, имея в женах Анну Семенович,
изменять ей с Шандыбиным.
---


Мой юный читатель (если таковые есть, конечно),
оторвавшись на пять минут от посиделок VKontakte.ru,
навестивший нужник и обнаруживший там этот номер <СГ>,
может узнать массу удивительного, если подойдёт к отцу,
поймает паузу меж глотками пива и спросит <Слышь, а вы во
что в детстве играли, пока <Евроспорт> не запустили?>.

Дорогой друг, ты не поверишь, до какого ассортимента
простиралась фантазия советского ребёнка.
---


ВИКИНГИ
---

Обычные игры в войну в "наших и гестапо", со всей этой маетой
с дешевыми пластмассовыми пистолетами и глупыми <паф-паф!
ты убит> были забыты и заброшены ровно в тот же вечер, как мы
мужским составом двора сходили в кино на <Викингов> Ричарда
Флейшнера с Кирком Дугласом.

Сказать <впечатлились> - не сказать ничего. Мы были
раздавлены величием ленты, ошалели, осоловели и ни о чём
другом не могли отныне думать.

Из корпусов ламп дневного освещения в школе мы вытаскивали
рёбра, которые, если разломать их надвое, походили на
топоры. Мы их затачивали об асфальт и крепили на палки,
палкам тем расщепив один конец предварительно. Сверху
обматывали проволокой и изолентой.

Из кусков арматуры и электродов, утащенных с соседней
стройки, мы делали дротики и копья.

Ещё из электродов гнули крючья-<кошки>, тоже затачивали и
привязывали к верёвкам, которые тихой сапой срезали в
сушилках для белья, замаскированные покровом ночи.

...и потом со всей дури швыряли это хозяйство друг в друга,
непрестанно вопя <Один!> и принимая величественные позы.

В вас хоть раз попадали заточенным электродом, брошенным с
расстояния метра в четыре?

Незабываемые ощущения.

Взрослые в таких случаях первым делом спрашивают: <А что,
если б в глаз?>. Действительно... Огромное чудо, что
все умудрились оставаться с глазами, и никто не угодил
в больницу.
---


В ОДНО КАСАНИЕ
---

На некой достаточно обширной вертикальной поверхности
(как правило - желтой трансформаторной будке, что торчит
посреди любого двора) вычерчивались границы, в которые
отныне и предстояло попадать мячом. Но обязательно с одного
удара, т.е., в одно касание. Разумеется, оппоненты всеми
силами пытался залепить мощнее, чтоб мяч улетел как
можно дальше, чертекуда вообще. Желательно, в какие-нибудь
кусты, за забор или срикошетил за угол, не оставляя тебе
никаких шансов. Соответственно, если ты не попадал, или
попадал, но мимо границ, с тебя снималось одно очко.

Кто быстрее исчерпывал все свои десять очков первым - тот
и лох.

Имелись и щадящие модификации, с поблажками, вроде в два
касания, или даже в три, но это уже попса для малышни.
Серьёзные пацаны уважали строго в одно.


--- НА ПЛАШКУ --- Экстремальный вариант ---

В пионерском лагере мы играли в <одно касание> на компот
или десерт: тот, у кого положенные очки иссякали у
первого, жалко и униженно отдавал свой чудесный компот тому,
у кого к концу игры оставалось очков больше всех. Но в Роще
такой вариант не прокатывал, поскольку все жили
рядом и в любой момент могли сбегать домой и зажевать всё,
что душе угодно. Поэтому метода оплаты собственной
неловкости и косолапости была радикально иной: лузер становился,
простите, раком перед всё той же стеной, а триумфатор
пробивал его мячом по заднице столько раз, сколько имел
очков.

В соседнем подъезде жил юноша Саша, занимавшийся футболом в
секции. Саша всегда бил метко, аккуратно и крепко. Играть с
Сашей в <одно касание> было сущей карой небесной.
---


ВЫЖИГАЛО
---

<Выжигало>, оно же - <Вышибало>. Игра на ловкость и
меткость, в которой было исключительно важным беречь
физиономию. А то прилетит ещё в чавку.

Водящий, вооруженный абсолютно любым мячом, какой есть (от
теннисного до баскетбольного), грозно и насуплено стоял на
обозначенной линии, а перед ним метались и суетились
коллеги. Цель водящего - <выжечь> весь этот бордель, то
есть, швыряться мячиком по живым людям, злорадно попадая
в них.

Самый сок начинался в конце, когда против тебя оставались
один-два наиболее склизких и подвижных.

Есть мнение, что из хороших игроков в <выжигало>
получались неплохие гандболисты и ватерполисты. А то как
ещё объяснить, что мы играли в это дело даже на уроках
физкультуры с благословения физрука по имени Анатолий,
кривоногого и волосатого, словно йети?


--- НА ПЛАШКУ ---

Исключительно популярная тогда в народе <сифа> - суть
опошленная модификация всё того же <вышибалы>. В качестве
сифы использовалась либо тряпка для протирки классной доски,
либо - что круче - тряпка половая (вечно влажную и
мерзкую, её всегда можно было выудить из ведра в шкафу).
<Сифилитик>, вереща и страшно вытаращив глаза, носился с
этой гадостью по школьным коридорам и пытался въехать
<сифой> кому-нибудь в рожу. Отчего въеханный с полоборота
зверел и предпринимал ответные меры.

Учителя к <сифе> относились отрицательно и всегда
порицали спортсменов.
---


ЖМУРКИ
---

Жмурки - забава старинная, и не только русская. Водящему
завязывают глаза, а остальные скачут вокруг козлами и
хлопают в ладоши, предлагая на эти хлопки реагировать и
хватать. Хватается, по большой части, воздух, потому как
хлопальщики не стоят истуканами, а норовят отпрыгнуть,
вырваться, увернуться, выскользнуть и обзываться по-
всякому. Что довольно обидно, унизительно и в какой-то
момент всерьёз начинает раздражать.

Зарубежный кинематограф не раз демонстрировал нам жмурки с
явно эротическим окрасом, когда участники мероприятия лишали
себя оков, так сказать, одёж, вплоть до исподнего, начиная
водить ню-хороводы, а того, кто увернулся недостаточно спешно
и был спойман, к ликованию прочих тут же загибали на пуфики и
иользовали в порнографическом плане.

Но не будем об этом.

Некоторые исследовали не то в шутку, не то убийственно
серьёзно (поди пойми их) утверждают, что жмурки -
вещь сакральная и сугубо ритуальная, в качестве
иллюстрации предлагая поразмыслить, отчего бы это и у
названия игры, и у неофициального названия мертвеца -
<жмурик> (а помереть, соответственно - <прижмуриться>) -
один корень.

Но и об этом не будем.


--- НА ПЛАШКУ --- Экстремальный вариант ---

По понятным причинам, жмурками было повсеместно принято
тешиться только в небольших и закрытых помещениях. А
в Зелёной Роще, и, насколько я знаю, только там, практиковалась
ещё и их несколько варварская и опасная разновидность. Это когда
игра шла в подъезде. Заранее оговаривалась территория, например,
не больше двух лестничных пролётов, и начинался
головоломный экстрим.

Как и в случае с "Викингами", до сих пор изрядно удивляюсь,
почему никто из нас во время подобных увеселений не
свернул себе шею или чего-то менее ценное. Заднюю пару
ног, скажем.
---


КАРТОШКА
---

Предельно упрощенный и минимизированный вариант дворового
волейбола, без нужды в сетке и разбивки на команды.
Расхожая потешка, иногда собиравшая зараз человек по
двадцать. Участники становились широким кругом и якобы ленно
перекидывались мячом. Кто не мог взять мяч, или брал, но
косо и он касался земли, становился <картошкой> -
нараскорячку садился внутрь круга. И отныне его
наиглавнейшие цели - беречь голову и, параллельно, ловко
бдить за мячом. Первое - потому, что <картошку> могли
выбить, костоломным ударом послав мяч ей в тушку (что было
особо болезненно, если выбивал какой-нибудь верзила класса
из десятого). Второе - потому, что ты мог технично
подпрыгнуть и перехватить низко летящий мяч. Тогда
<картошкой> становился тот, чей, собственно, пас ты и
перехватил.

Казалось бы, ничего особенного, но иногда, повеселившись
таким образом пару часов и придя домой, я обнаруживал у
себя по организму с десяток внушительных синяков.


--- НА ПЛАШКУ --- Экстремальный вариант ---

Это когда не было волейбольного мяча, и игра шла
<ромбиковым> футбольным. От него шибко болели руки, а
синяки получались диаметром куда как побольше, да и окрас
у них был потрупнее.
---


КРУГОВОЙ КОЗЁЛ
---

Довольно диковатая забава, которой предавались в основном
персонажи постарше. На земле рисовался круг метров шести в
диаметре, в центр которого устанавливался <козёл> - два
выбранных жеребьёвкой товарища, положившие друг дружке
руки на плечи и наклонившиеся вперёд, изобразив нечто
вроде скамейки. Вкругался <козла> нервно скакал водящий,
которому вменялось ловить и отшвыривать всех, кто на
<козла> пытался вскочить. За кругом топотали и резвились,
в свою очередь, желающие вскочить, матерясь, подбадриваясь
и строя рожи. Тот же, кто не сумел заскочить и
был перехвачен водящим, присоединялся к <козлу>, служа ему
очередной ногой и, таким образом, увеличивая площадь для
заскока. Буквально в течение минут пятнадцати вся
конструкция принимала совершенно монструозный,
многоголовый вид, пошатывающийся, кренящийся и, в конце
концов, под всеобщий рёв разваливающийся и заваливающийся.

Травмы и увечья в <круговом козле> были обычным дело.
Вывихи, растяжения, отбитые рёбра и расквашенные носы.


--- НА ПЛАШКУ ---

Какой-то более экстремальной вариации <козёл> не имел,
поскольку сам по себе являлся таковой уже изначально.
---


УГОЛКИ
---

<Уголки> - прямое порождение устройств для выхлопа ковров,
которыми ранее снабжался каждый двор. Устройства были либо
в форме турника, то бишь, на одну перекладину, либо
мощными квадратными конструкциями, на которые разом можно
было вывесить весь запас половичков, дорожек, портьер и
прочих предметов роскоши.

Серьёзных игроков интересовали именно квадратные хлопалки.

Четверо становились по углам, каждый у своего столба,
прижимаясь к ним задом, простите. Посреди топтался
водящий, целью которого было не допущать нам меняться
столбами, то есть, перебегать от одного к другому.
В результате водящему приходилось вертеться юлой, а
нам - ломиться молниеносно. Суть игры - сделав
полный круг и не будучи пойманным вернуться
к своему столбу, от которого начинал.


--- НА ПЛАШКУ --- Экстремальный вариант ---

Не имею данных по другим, но в нашем дворе наибольшим образом
хитовали <осенние уголки>, разыгрываемые в самый разгар
сезона дождей, когда грязи уже было, натурально, по
колено. Мы специально надевали резиновые сапоги повыше и
собирались сыграть в эти самые <осенние>, с огромными
усилиями перебегая от столба к столбу, завязая по уши,
падая и сильно изображая регбистов под проливным дождём.

Матери нас в такие дни проклинали.
---


ХАЛИ-ХАЛО
---

Не сказать, что тихое, но мирное и безобидное развлечение
начинающих киноманов, тем не менее, всё равно умудрявшееся
совмещать разминку для мозгов с короткими пробежками и
тренировкой глазомера. (Оттуда взялось это название -
говорю сразу - не знаю).

Исходное положение: любой мяч и как минимум четверо
игроков. Аудитория размещалась на лавочке, а двое
выбранных жребием, прихватив с собой мяч, отходили в
сторону пошушукаться и загадать какой-либо актуальный
фильм. После возвращались к людям, озвучивали первую букву
искомой картины и, перебивая друг друга и красочно
дополняя, пересказывали её краткое содержание, зачастую -
сильно по мотивам. В тот момент, когда кто-то из сидящих
называл правильный вариант, один из загадывающих очень
неожиданно и психованно орал <хали-хало!!!>, и пытался
подкинуть мяч как можно выше вверх, в то время как его
напарник срывался с места и, по-сайгачьи заломив рога,
мчался подальше. Разумеется, чем выше мяч - тем больше
форы. А самый умный и насмотренный, как только мяч давался
ему в руки, в свою очередь блажил <стоп!> и должен был
угадывать количество шагов, отделявших его от бегуна.
Далее отмерялись шаги, убежавший выставлял перед собой
ручонки, скомбинировав их на манер баскетбольного кольца,
и умный должен был теперь ещё и попасть в это кольцо
мячом. Попал - молодца, выбирай себе напарника и
загадывай, промазал - иди сиди дальше, как дурак.


--- НА ПЛАШКУ ---

Экстремальной вариации <хали-хало> науке не известно. Хотя
и не исключаю возможности, что где-то за неимением мячей
советские дети обходились кирпичами. Откуда-то же пошла
известная байка про жестокую игру <Догони меня, кирпич>?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
wrong



Зарегистрирован: 12.03.2008
Сообщения: 11

СообщениеДобавлено: Чт Окт 09, 2008 4:51 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

olegmanson писал(а):
По понятным причинам, жмурками было повсеместно принято
тешиться только в небольших и закрытых помещениях. А
в Зелёной Роще, и, насколько я знаю, только там, практиковалась
ещё и их несколько варварская и опасная разновидность. Это когда
игра шла в подъезде. Заранее оговаривалась территория, например,
не больше двух лестничных пролётов, и начинался
головоломный экстрим.

да, да!!! крутейший вариант Very Happy весьма травматичный. а играли, наверное, не только у вас и у нас, всё же.
а потом, когда подросли чуть и заселились в подвалы? у нас была ещё разновидность, в подвале человек десять накуривались (в 14 лет это всегда истерика), затем гасился свет, и в полнейшей темноте начинались очень крутые жмурки. Smile детство босоногое Very Happy
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
olegmanson



Зарегистрирован: 14.07.2006
Сообщения: 3265
Откуда: krasnoyarsk

СообщениеДобавлено: Чт Окт 09, 2008 10:17 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

wrong писал(а):
а играли, наверное, не только у вас и у нас, всё же

всякое возможно, но, насклько помню (хотя смутно уже - склько лет-то прошло), мы сами такой вариант как-то "изобрели", по зиме как-то, когда у всех предки уже дома были, и путём пойти было некуда, и мы тогда еще мелкие совсем, питьём и курением себя тешить не созрели, и больше нечем было - вот и натюнинговали
подвалы - да - тоже осваивали, но чем там занимались - хз, не помню
а пацаны, что постарше, класса после 7-го, водили туда девок совокуплять: я как-то залез дежурно на наше место привычное, а там нет никого,хотел было выбираться, вдруг протискивается кто. думаю: щас выскочу и напугаю, а это парень из нашей шклы большой, с морквой-старшеклассницей. ну, я заитаился и пронаблюдал часть прелюдии. но нерв не выдержал - подал голос, дурак. получил пинка по сраке и быстро выполз, в панике и впечатлениях
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов LE BUNKER DE LA DERNIERE CREEPOZOIDS -> Разное Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB