mimoid
Зарегистрирован: 11.07.2006 Сообщения: 1943 Откуда: Москва
|
Добавлено: Сб Май 10, 2008 3:30 pm Заголовок сообщения: Хлопок привозят в Гарлем (Ossie Davis, 1970) |
|
|
Cotton Comes to Harlem
Похоже, у блэксплойтейшна есть та же демаркационная проблема, что и у нуара: существует более-менее устоявшееся представление о временных границах жанра и о его возникновении, которое не учитывает всех фильмов, которые явно должны бы принадлежать к жанру. Обычно первым блэксплойтейшном называют "Sweet Sweetback's Baadasssss Song", либо "Shaft", поскольку первый из них все же был независимым, некоммерческим и вообще не совсем эксплуатационным. Так вот, "Cotton Comes to Harlem" - самый что ни на есть блэксплойтейшн, причем вышедший на экраны на год раньше двух вышеназванных картин. Неплохо было бы все же определиться, что такое блэксплойтейшн. Прежде всего, это явление субкультурное, рассчитанное на чернокожую аудиторию, а значит, главные герои таких фильмов должны быть чернокожими. При этом эти фильмы должны быть эксплуатационными. Эксплуатировать они могут две вещи: во-первых, потребность чернокожего населения в своих героях, а, значит, появляются персонажи первого плана, чей цвет кожи никак не определяется сюжетом или проблематикой фильмов; во-вторых, расовые стереотипы: характерный язык, поведение, словом, более-менее шаблонное изображение как черных, так и белых. Все это необходимо учитывать в определении, чтобы отличить блэксплойтейшны как от независимого афро-американского кино, которое существовало практически с начала века, так и от картин, целенаправленно исследующих межрассовую проблематику ("Тени" Кассаветеса, "Угадай, кто придет к обеду" Крамера), а так же от фильмов, где протагонист оказывается чернокожим по случаю ("Ночь живых мертвецов" Ромеро). В этом смысле "Хлопок..." - именно блэксплойтейшн.
Речь в фильме идет о двух крутых чернокожих копах, Могильщике Джонсоне и Гробовом Эде Джонсе, пытающихся повязать скользкого мошенника преподобного О'Мэлли, пользующегося набирающими популярность националистическими воззрениями в среде малообеспеченных слоев Гарлема. Этот гад собирает с бедных афроамериканцев по 100 долларов, обещая взамен отправить их назад в Африку, где их ждет мир, процветание и благоденствие. Когда же крупная сумма ($87.000) собрана, ее похищают подставные бандиты. Они прячут деньги в тюке хлопка, который вываливается где-то в Гарлеме во время погони, а сами погибают. Тюк находит нищий старикан, решивший его кому-нибудь загнать за несколько десятков баксов, и хлопок пошел по рукам. О'Мэлли ищет деньги, имея попутно кучу неприятностей с дамами, а Джонс и Джонсон усиленно стараются его прищучить, ибо, как один из них говорит негодяю: "Крадешь деньги у белых ребят – твое дело, но если крадешь у черных – это мое дело!"
Отличная остросюжетная комедия, с трюками, погонями, перестрелками, смотреть интересно и весело. Попутно демонстрируются виды Гарлема, различные изобретательные способы мошенничества, звучит заводная негритянская музычка от фанка до госпелов. В отличие от храбрых героев белые изображены в основном злыми или глупыми, в лучшем случае недальновидными В 1972-м вышло продолжение "Come Back, Charleston Blue".
Последний раз редактировалось: mimoid (Вт Июн 10, 2008 10:27 am), всего редактировалось 1 раз |
|