LE BUNKER DE LA DERNIERE CREEPOZOIDS

Форум закрыт
 
 FAQ   Поиск   Пользователи   Группы   Регистрация   Профиль   Войти и проверить личные сообщения   Вход 

Сергей Летов: «Этника – музыка протестного электората».

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов LE BUNKER DE LA DERNIERE CREEPOZOIDS -> Разное
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Leonid_Zol



Зарегистрирован: 18.06.2007
Сообщения: 478
Откуда: Красноярск

СообщениеДобавлено: Вт Июн 10, 2008 7:15 am    Заголовок сообщения: Сергей Летов: «Этника – музыка протестного электората». Ответить с цитатой

Сергея Летова некоторые иронически называют «ходячей легендой русского рока». И не только русского. И не одного только рока. Этот музыкант играл почти со всеми интересными независимыми музыкантами бывшего СССР, круг его почитателей выходит далеко за рамки любителей фри-джаза и экспериментальной музыки. Саксофон Сергея Фёдоровича звучит на альбомах «ДДТ», Умки, «ДК», «Рады и Терновника», Валентины Пономарёвой, Сергея Курёхина, «Аквариума», «Гражданской обороны» – группы его младшего брата, Егора. Всех проектов не упомнить.
В Красноярске Сергей Летов выступал в третий раз, аккомпанировал знаменитой тувинской певице Саинхо Намчилак на концерте, состоявшимся в рамках красноярской биеннале. Представленная программа была увлекательным сплавом авангардного джаза, электроники и чего-то совершенно нового, чему ещё даже нет названия. Собственно навязшей в зубах этники там почти не было (и слава Богу!), Саинхо лишь использовала тувинскую исполнительскую технику, как факел, освещающий путь её собственных творческих поисков.




Сергей Летов: С Саинхо мы сотрудничаем с 1989 года. Выступили тогда на фестивале «Джаз и фольклор» в Абакане. С тех пор выступаем вместе с моим ансамблем ТРИ «О». Программа называется «Кто украл небо?», она вышла на CD в Италии. Несколько композиций даже были номинированы ВВС на премию «Песня года». Сегодня будет во многом знаковое выступление, я впервые буду выступать, играя на клавишных и в третий раз в жизни буду на сцене работать с электроникой. Дело в том, что 15 мая трагически погиб наш клавишник Иван Соколовский, ему было всего 43 года, у него произошёл инсульт. Я буду его сегодня замещать, играя на саксофоне, буду запускать на ноутбуке его композиции, пытаться что-то микшировать.

- В каких странах была представлена эта программа, много ли концертов было в России?


- Недавно были концерты в Москве, Милане и в Риме. А в октябре ТРИ «О» и Саинхо покажут эту программу в Ницце, Зальцбурге и, возможно, в Берлине. Вообще на Западе успех этнической музыки огромен, а у нас это только начинается – что поделать, нет пророка в своём отечестве. Вот «Хун-Хуур-Ту», например в клубе «На Брестской» недавно играли в зале для 400 человек. Это показатель! Я, например, от сорока зрителей играю. А на западе эти ребята вообще супер-звёзды, хотя играют очень сложную музыку, в национальных костюмах, на народных инструментах. Музыку абсолютно без элементов электроники. За рубежом вся сибирская музыка представлена главным образом тувинскими коллективами. У нас же она известна благодаря панк-року, музыке моего брата, которая там, кроме бывших стран народной демократии и стран с большой русской диаспорой, практически никому неизвестна. В России концертов у нас с Саинхо было мало – в Новосибирске и в Абакане не получилось. Было выступление для так называемых «VIP-персон», для губернатора, в Ханты-Мансийске, но это неинтересно, не было контакта с аудиторией никакого, хотя VIP-персонам вроде понравилось. Вообще в России музыкант, занимающийся новой музыкой, может жить только в двух городах – в Москве и в Петербурге. А знаешь почему в Петербурге? Потому что Москва рядом! Они же живут в основном за счёт выступлений в Москве. Я вот сам родом из Омска, у меня там отец и брат живут, но я там ни разу не выступал – там это никому не надо. И Егор там тоже не выступает. Хотя в соседних городах - Томске, Новосибирске, Тюмени играем частенько.

- А кроме ТРИ «О» в каких проектах вы сейчас задействованы?

- Их много. И они не только музыкальные. Вернее, связаны не только с исполнением музыки. С Серёжей Жариковым, лидером «ДК», занимаемся специальным интернет-радио для специальных людей. Помогаем пробиться молодым русскоязычным исполнителям, многие из которых живут за рубежом. Составляем сборники, выпускаем диски. Пишем и публикуем статьи – пишем нашу историю музыки, которую сейчас, к сожалению, переписывают и она выглядит совсем не такой, какой помниться нам. А по поводу собственного творчества… Со своим младшим братом уже не играю. Собираюсь поиграть с Олей Арефьевой, которая мне очень нравиться и живёт со мной по соседству. В этом году ансамблю ТРИ «О» исполняется двадцать лет. У нас в стране нет ни одного фри-джазового коллектива, который бы столько времени прожил, чтобы люди не переругались, не прокляли друг друга и не разъехались по разным странам. Мы уникальны в этом отношении. Впрочем, по миру мы всё же разъехались, но не переругавшись: тубист живёт сейчас в Нью-Йорке, фаготист в Мюнхене, Саинхо – в Дублине. Только Юрий Парфёнов и я остались на родине – живём в Москве.



- Что сейчас происходит в России с изданием авангардной, импровизационной музыки? Есть ли достойные, адекватные лейблы?


С.Л.: Вот с этим большая проблема. Некоторый просвет появился тогда, когда Евгений Колесов из фирмы «Хор», который до этого издавал музыку моего брата и вообще сибирский пост-панк, выпустил несколько фри-джазовых пластинок. Но их очень непросто дистрибьюировать. Есть в Москве такой Андрей Гаврилов (Более известный как переводчик отечественного пиратского видео и автор аннотации к грампластинкам серии «Архив популярной музыки» фирмы «Мелодия» - Л.З.), который держится на плаву за счёт издания поп-музыки, например он выпускает «Чиж & Co», и может себе позволить такую роскошь, как выпуск диска ТРИ «О», например. Сейчас проще и дешевле выходит, если делаешь свой диск сам. Дело в том, что себестоимость пластинки очень невелика, если знать где её можно напечатать, используя технологические мощности пиратов. Сейчас вот поэтому и стали появляться маленькие независимые музыкальные издательства. На Урале есть такой барабанщик Игорь Захаров, он нашёл спонсора, для которого дать денег на выпуск диска – щедрый купеческий жест, а сумма соизмерима с затратами на кутеж. Так вот Захаров часто на своих пластинках забывает указать номер, название лейбла – для него это неважно. Но записать и издать диск – ещё полбеды. Его надо потом ещё куда-нибудь деть, а распределения продажи подобной продукции у нас нет, и это ужасно! А нет этой системы потому, что СМИ на протяжении всей жизни впихивают в головы слушателей совсем другую музыку. Человек, который слушает всю жизнь два притопа – три прихлопа, смотрит «Дом-2» и «Фабрику звёзд», считает, что мир ограничен только этим и дальше ничего нет. В Москве огромное количество работников офисов и автомобилистов и все FM-станции ориентированы на них. И все станции, а их больше десятка, крутят всё время абсолютно одинаковые плэй-листы. Сдуреть можно! Нет ни одной джазовой станции, ни одной станции, передающей классическую музыку. Поэтому, когда такой человек впервые сталкивается с какой-то иной музыкой, он либо начинает подозревать, что его всё время очень сильно дурили, либо воспринимать её, как досадное недоразумение, как некий сбой. И вот некоторым это недоразумение нравится – протестной части аудитории, которой интересно всё то, что непохоже. Я считаю, что сегодняшний интерес к этнике обусловлен не тем, что люди хотят познакомиться с культурой других народов, а тем, что всё больше слушателей хотят услышать не так, как в телевизоре, не то, к чему адаптировано их ухо.

- То есть, ситуация в скором времени обещает стать лучше?

- Я сейчас рассчитываю на тотальный крах шоу-бизнеса, как такового. Самым лучшим симптомом является попытка разного рода нонконформистов, в том числе и слушателей, как-то самоорганизоваться, устроить клубы по интересам, комьюнити в Интернете, на Живом Журнале и других сайтах. Россия, к сожалению, сейчас очень бедная страна. Бедная материально и стремительно беднеет духовно. Когда у человека появится больше досуга он и потянется к новому искусству, а сейчас такого нет. Вот в США, которые я как страну не очень люблю, но в этом отношении они – для меня пример, вообще отсутствует государственная поддержка культуры, как таковая. Там и министерства-то такого нет. Вся культура там растёт, как сорная трава. И вот там музыканты и любители новой музыки очень здорово создали параллельные структуры, которые охватывают всю страну, напоминающие систему наших хиппи. Правда, там круг почитателей подобного искусства и намного шире и намного платежеспособнее. А у нас сорокамиллионная страна с трудом может продержать на плаву двух-трёх музыкантов, а там музыкантов намного больше. Люди там понимают, что искусство нуждается ещё и в материальной поддержке, музыканту надо что-то есть. И музыкант должен музыкой заниматься, а не идти в офис и сидеть там по восемь часов. Если у них европеец доезжает до американской глубинки, то андеграунд сразу нескольких городах сбрасывается, чтобы дорогу ему оплатить, питание и проживание. Кто-то занимается продажей билетов, кто-то организовывает бар, кто-то умеет из банков деньги выколачивать. Вот я когда ездил в Алабаму, фэны из соседнего Теннеси вошли в долю, чтобы и у них концерт произошёл. Вот такие структуры у них – альтернатива миру MTV, всякого рода попсни.

- Какие сейчас ваши любимые саксофонисты, кто-нибудь повлиял на вас?

- Самый любимый, и тогда и теперь, думаю, Айвэн Паркер. Благодаря Орнетту Колману я вообще стал играть на саксофоне. Очень нравится американец такой Нэт Роттенберг, в западной версии этого проекта с Саинхо он играет на саксе, и для меня большая честь здесь его замещать. Я играю по его канве, если бы я не тащил с собой очень тяжёлые клавишные и привёз басс-кларнет, я играл бы вообще его музыкальные фразы. Самый известный на сегодняшний день саксофонист в авангардной музыке Джон Зорн поражает меня не как новатор, а как потрясающий организатор и менеджер. У себя в Нью-Йорке он создал очень хорошо отлаженную систему независимой музыкальной жизни.

- А мастерингом панк-рока вы до сих пор занимаетесь?

- И не только мастерингом! Я - фанат компьютеров «Макинтош», достаточно рано стал заниматься 24-битным звуком и начал мастерить записи своего брата и архив группы «ДК». Вообще у меня много разных амплуа в жизни. Ведь выжить в России сейчас, занимаясь только игрой на саксофоне, очень трудно. Пишу эссе об искусстве, о литературе, в театре «На Таганке» я играю в двух спектаклях – «Марат и маркиз де Сад» и «Москва-Петушки». Ещё читаю лекции в Московском институте Журналистики и литературного творчества – преподаю современную музыку. Вот представьте, потеряю я руку, или палец – что делать? Можно много полезных профессий иметь, всё нужно уметь, чтобы выжить. Но мне за эти свои дела не стыдно, это гораздо лучше, чем ежедневное хождение в какой-нибудь позорный офис!

Подвёрстка.
Саинхо Намчилак: Интерес к тувинскому горловому пению сейчас обусловлен во многом интересом учёных к биоакустике и к физике звука. Пишутся исследования, множество монографий, снимаются фильмы. Интересует сама природа звука. Теперь в свете совершенно новой музыки, которой занимаются, скажем, Штокхаузен, или Стивен Райх, и которая пишется высокими технологиями, а не нотами как раньше стало очевидно – в музыке кроме высотности и ритма есть ещё параметры, которые раньше просто не учитывались. Исследуется обертон, окраска звука. Вот в это направление очень удачно вписалось горловое пение и вообще всё центрально-азиатское музыкальное искусство. А в сочетании с древними малоизученными шаманскими практиками это вызывает кроме сугубо научного интереса интерес восторженно-романтический.



Подвёрстка-2.
Саинхо Намчилак: Стадион мне не собрать никогда, ни в Росси, ни в другой стране, – да и нет у меня такой цели. Хотя, если вдруг подхалтурить куда пригласят – соглашусь. Но ведь концепцию такого большого перформанса, перед огромной аудиторией надо очень чётко и жёстко продумать. Как у всех этих рокеров, которые так выступают. Очень короткую, сжатую мысль надо каждые десять секунд бросать в толпу. Все мои программы рассчитаны на аудиторию максимум в пятьсот человек. Хотя бывали случаи, когда выступала в огромных городах, где очень хорошо разработана концертная сеть, в зале на тысячу мест. Но для такой аудитории уже сложнее нарисовать электронным звуком, или голосом все эти дивные пейзажи, просторы Шамбалы, или донести мысль о гармонии человека с природой. К тому же, на мои концерты ходит очень продвинутая, как сейчас модно говорить, публика. И чтобы всех этих людей собрать в одном месте нужны ведь очень большие организаторские способности.
_________________
Heil Stirlitz!!!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов LE BUNKER DE LA DERNIERE CREEPOZOIDS -> Разное Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB