mimoid
Зарегистрирован: 11.07.2006 Сообщения: 1943 Откуда: Москва
|
Добавлено: Сб Июл 07, 2007 6:03 pm Заголовок сообщения: Тайна горного подземелья (Лев Мирский, 1975) |
|
|
После катания на лыжах по горам Кавказа четверо детишек (девочка - одна штука, мальчик-ботаник в очках - одна штука, менее образованный мальчик-спортсмен - две штуки) решают не дожидаться автобуса и отправиться домой пешком через горный перевал. Между делом "ботаник" рассказывает, что во время ВОВ где-то в этих краях погиб его дед, сражаясь с элитными фашистскими частями "Эдельвейс". Когда дети забираются уже далеко в горы, начинается страшная буря, и они прячутся в оказавшейся поблизости расщелине, которая приводит их в странную пещеру. Там были: надписи на немецком, запасы свечей, вздувшихся консервов, автоматов, гранат, скелеты фашистов, бронетранспортёр, какие-то бумаги, портрет Гитлера... Разумеется, ребята стали с интересом всё осматривать, а в конце концов заночевали в пещере. Пока они спали, выход через расщелину оказался засыпан. Смогут ли они выжить, ведь единственную дверь не удается не то что открыть, но даже взорвать гранатой, еды у них очень мало, а старые консервы есть уже нельзя?
Помнится, в детстве меня этот фильм очень напугал и запомнился надолго. Да и сейчас поволноваться заставил. Во-первых, сама тёмная пещера и весь антураж (одни скелеты чего стоят!) довольно жуткие. Во-вторых, ситуация действительно опасная, и по мере того, как еда кончается, отношения в коллективе становятся очень напряженными, лица у детей принимают нездоровый вид, а истерика сменяется полной безысходности апатией, переживать начинаешь все сильнее... Вообще, поведение ребят показано, как мне кажется, весьма досторверно психологически: это не просто четверка умниц-пионеров, совместными усилиями решающая вставшую перед ними сложную пролблему, ничего подобного! Это маленькое общество, состоящее из совершенно разных людей, которые по-разному ведут себя в трудных обстоятельствах, и мы наблюдаем и борьбу за лидерство (дети даже имитируют демократические выборы), и психологическое манипулирование, и то, как герои решают сложные нравственные вопросы, ошибаются и признают свои ошибки, учатся сами и учат зрителей. Важно, на мой взгляд, и то, что фильм не просто в очередной раз ругает фашистов и предостерегает детей от шатаний без взрослых там, где не положено, но и содержит довольно актуальную для нашего общества мораль. Дело в том, что главным героем выбран именно "ботаник", он постоянно что-то читает, он единственный, чьи воспоминания нам периодически показывают, над ним же частенько насмехаются физически более развитые приятели, но, не смотря на свою слабость, он проявляет силу воли и, как минимум, дважды спасает жизнь товарищам. В общем, кино старается воспитать в детях такие вещи, как толерантность, уважение к разным людям и самостоятельность мышления. О чем и поется в финальной песенке: "...Дорог полно на свете, но которая твоя?" Коллектив (общество) - это хорошо, но только если в нем каждая личность самоценна... |
|