LE BUNKER DE LA DERNIERE CREEPOZOIDS

Форум закрыт
 
 FAQ   Поиск   Пользователи   Группы   Регистрация   Профиль   Войти и проверить личные сообщения   Вход 

Cyberpunk Educator/США/2003/Эндрю Дж. Холден
На страницу 1, 2, 3, 4  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов LE BUNKER DE LA DERNIERE CREEPOZOIDS -> Прочие фильмы
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Herbert_West



Зарегистрирован: 15.07.2006
Сообщения: 546
Откуда: Киев

СообщениеДобавлено: Чт Май 31, 2007 4:37 pm    Заголовок сообщения: Cyberpunk Educator/США/2003/Эндрю Дж. Холден Ответить с цитатой



Cyberpunk Educator – сделанная Холденом практически на коленках документалочка, в которой автор анализирует киберпанковские фильмы 80-ых, а именно Термиантор 1,2, Робокоп, Блэйд Раннер, Чужие, Безумный макс 1,2,3, аниме Акира. В анализе отталкивается от теории литкритика Нортропа Фрая. Документалка довольно любопытная, хотя и напоминает мою бакалаврскую, т.е. спорно, иногда излишне упрощенно, иногда аргументации недостаточно, иногда наоборот она затянута, иногда какие-то совсем неудачные примеры и т.д.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
uzername



Зарегистрирован: 11.07.2006
Сообщения: 3088
Откуда: новосибирские окопы

СообщениеДобавлено: Чт Май 31, 2007 4:44 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Herbert_West писал(а):
Термиантор 1,2, Робокоп, Блэйд Раннер, Чужие, Безумный макс 1,2,3,

Да уж, киберпанк налицо...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Herbert_West



Зарегистрирован: 15.07.2006
Сообщения: 546
Откуда: Киев

СообщениеДобавлено: Чт Май 31, 2007 4:54 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

uzername писал(а):
Да уж, киберпанк налицо...

Ну, по крайне мере они содержат элементы киберпанка. Да и вообще понятие размыто, как и поняте нуар.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
uzername



Зарегистрирован: 11.07.2006
Сообщения: 3088
Откуда: новосибирские окопы

СообщениеДобавлено: Чт Май 31, 2007 5:05 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Понятие не размытое, а чёткое и ясное.Smile Из перечисленных фильмов туда с большой натяжкой попадает лишь "Блэйдраннер", остальные же к киберпанку вообще никаким боком не относятся. В том же "Городе потерянных детей" элементов киберпанка намного больше. В кинематографе с киберпанком вообще большие проблемы (да и в литературе его немного), разве что наиболее близко к нему подошёл Сёзин Фукуи, но, правда, со своим вИдением. Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Herbert_West



Зарегистрирован: 15.07.2006
Сообщения: 546
Откуда: Киев

СообщениеДобавлено: Чт Май 31, 2007 5:09 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

uzername писал(а):
Понятие не размытое, а чёткое и ясное.

Послушаю с удовольствием Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
uzername



Зарегистрирован: 11.07.2006
Сообщения: 3088
Откуда: новосибирские окопы

СообщениеДобавлено: Чт Май 31, 2007 5:23 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Основные признаки киберпанка:
1) плотный язык и хороший литературный стиль, что выводит его из разряда "обычной" НФ и приближает к обычной литературе,
2) высокая плотность новых научных (и не только) идей на один абзац,
3) лёгкий сюрреализм,
4) некая общая атрибутика (орбитальные станции, биопротезы, реже виртуальная реальность и так далее). Иногда люди принимают атрибутику за сам киберпанк и поэтому выдают за киберпанк всякие дурные боевики.
По киберпанку я писал статьи (и прозу) в конце 90ых, сейчас мне дискуссии на эту тему уже малоинтересны, а раньше частенько в них ввязывалсяSmile).

Из недавнего лога с Мимоидом:

uzername, 23.05.2007 0:28 :
Нейроманта по Гибсону снимают-таки.
Mimoid, 23.05.2007 0:31 :
Pattern Recognition?
Mimoid, 23.05.2007 0:31 :
это оно?
uzername, 23.05.2007 0:31 :
нет.
Mimoid, 23.05.2007 0:31 :
в imdb других нет
uzername, 23.05.2007 0:31 :
Это уже поздная книга Гибсона, внимания не заслуживает
Mimoid, 23.05.2007 0:32 :
а этот Pattern Recognition снимает Уир
uzername, 23.05.2007 0:33 :
http://cinema.ya1.ru/news.php?id=5345
Mimoid, 23.05.2007 0:35 :
ого, есть даже премия Ф. Дика!
uzername, 23.05.2007 0:35 :
за книги в мягких обложкахSmile
Mimoid, 23.05.2007 0:36 :
т.е.??
это премия издателю что ли?
uzername, 23.05.2007 0:36 :
нет, авторамSmile
Mimoid, 23.05.2007 0:36 :
хм, странно, что Мнемоник провалился...
uzername, 23.05.2007 0:36 :
вручается за лучшую новую книгу, впервые изданную в бумажной обложке. Как правило, на Западе солидные издания впервые выходят в переплете, в покетах же часто выпускается всякая дребедень. Однако многие книги Дика впервые печатались именно в виде покетов, и в фантастике традиционно в бумажной обложке выходит немало хороших книг.
Mimoid, 23.05.2007 0:36 :
а какая разница, в каком виде издана книга?
Mimoid, 23.05.2007 0:37 :
а, ясно.
Mimoid, 23.05.2007 0:38 :
кстати, нифига не провалился: бюджет 26 миллионов, в америке собрал 19, а во всем мире - 52
uzername, 23.05.2007 0:39 :
ну мнемоник-то фильм дурацкий, конечно....
Mimoid, 23.05.2007 0:39 :
да ладно, нормальный боевик Smile
Mimoid, 23.05.2007 0:40 :
"Небо над портом напоминало экран телевизора, настроенного на мертвый канал" - такое уже было где-то... в одном из "Звонков" что ли.
uzername, 23.05.2007 0:41 :
Это из двух романов Пинчона склеенная цитата. Гибсон начинал как вполне хороший постмодернист, а скатился в поп-культуру.
Mimoid, 23.05.2007 0:42 :
пинчон - это тот затворник? или я путаю что-то?
uzername, 23.05.2007 0:42 :
тот
uzername, 23.05.2007 0:42 :
он сильно повлиял на киберпанков
Mimoid, 23.05.2007 0:43 :
а я ни одной киберпанк-книжки не читал Smile
uzername, 23.05.2007 0:43 :
и берроуз тоже
uzername, 23.05.2007 0:43 :
ну вот я тебе пару раз настоятельно рекомендовал Майкла Суэнвика, пока ещё есть возможность (переиздали в прошлом году три старых романа)
uzername, 23.05.2007 0:43 :
Суэнвика.
Mimoid, 23.05.2007 0:44 :
они все три хорошие?
Mimoid, 23.05.2007 0:44 :
а Стерлинга стоит почитать?
uzername, 23.05.2007 0:44 :
Гибсона раннего тоже можно почитать.
Лучшие вещи раннего Стерлинга уже не купить. Они выходили в провальной серии "Вируатльный мир" в 1997-ом, когда в киберпанк никто не въезжал и серию быстро закрыли. Там же вышли 2 романа Гибсона и Суэнвик, но их потом переиздали
uzername, 23.05.2007 0:45 :
Поздний Стерлинг неплох, но мне ранний больше нравится. Они разные просто. Ранний - про космос, а поздний про Землю.
Mimoid, 23.05.2007 0:45 :
а как стали въезжать, переиздавать перестали Smile парадокс!
uzername, 23.05.2007 0:48 :
Суэнвика не покупай КОСТИ ЗЕМЛИ. Это уже поздний, какой-то наивный бред.
Из раннего:
ДОЧЬ ЖЕЛЕЗНОГО ДРАКОНА - технофэнтези хорошая, эпитафия фэнтези как жанру. Героиня работает на секретном заводе (там эксплуатируют детей), где собирают разумных механических драконов, которыми управляют пилоты в шлемах виртуальной реальности. Героиня решает украсть дракона и свалить. Сваливает. Учится в школе, взрослеет и так далее. Весьма нобычная книга. Издавалась отдельной книгой.
Mimoid, 23.05.2007 0:49 :
похоже, анимешники-фантасты такой литературой вдохновлялись!
uzername, 23.05.2007 0:50 :
И два романа под одной обложкой переиздали: ПУТЬ ПРИЛИВА И ВАКУУМНЫЕ ЦВЕТЫ.
ВАКУУМНЫЕ ЦВЕТЫ - вся солнечная система плотно заселена. В моде искусственные личности, клонирование и так далее. Земля превращена в радиоактивную свалку, все живут в основном в космосе. Героиня пытается пробраться на землю.

ПУТЬ ПРИЛИВА. Безымянный чиновник могущественной корпорации с разумным чемоданчиком-советчиком прибывает на небольшую планету, чтобы обнаружить опасного преступника. Кафка в космосе, короче.
uzername, 23.05.2007 0:51 :
Плотность идей - штук двадцать на страницуSmile, как и у Стерлинга.
Mimoid, 23.05.2007 0:51 :
ух!
uzername, 23.05.2007 0:59 :
У Стерлинга был великолепный цикл про шейперов и механистов, выходил в старом сборнике СХИЗМАТРИЦА. Рассказы, повести, роман. Солнечная система заселена, всем правят две конкурирующих группировки, утверждающие что у каждой их них путь развития более истинный. Шейперы наставивают на развитии человечества через генную и биоинженерию, а механисты - на киборгизировании и сращивании с компьютерами. Например, одна женщина домом стала, глаза в стенах и всё такое...
uzername, 23.05.2007 0:59 :
Гибсон из них самый слабенький.
Mimoid, 23.05.2007 0:59 :
ого!
Mimoid, 23.05.2007 1:00 :
кстати, шейперы были в игре Geneforge
Mimoid, 23.05.2007 1:00 :
это пошаговая рпг без графических наворотов, в архиве 10 мб весит
Mimoid, 23.05.2007 1:01 :
они в игре были способны всяких существ создавать
uzername, 23.05.2007 1:03 :
Поздний Стерлинг - это уже прикладная социология. РАСПАД я вообще бросил читать - не то чтобы это плохая книга, но просто мне не очень интересна сама тема. ЦАЙТГЕЙСТ - забавный посткиберпанковский романчик про афериста, занимающегося созданием имиджа для групп, с элементами сюрреализма. Роман СВЯЩЕННЫЙ ОГОНЬ - про недалёкое будущее, когда научились омолаживаться и старые люди очень уважаемы обществом, то есть социальная геронтофилия как быSmile. Главная героиня, бабушка, омолаживается, становится девушкой и путешествует по миру.
uzername, 23.05.2007 1:04 :
Причём, всё это, кроме Гибсона, не-боевики, а просто проза непонятная. Киберпанк был очень литературен.
Mimoid, 23.05.2007 1:05 :
блин, понаписали интересных книжек! когда читать все это - не известно...
uzername, 23.05.2007 1:05 :
Но у раннего Гибсона язык отличный. И мне нравится его сюрреализм - поскольку с компьютерами он знаком не был вообще, то писал про них всякий бред, и его будущее совершенно фантасмагоричное поэтомуSmile, особенно виртуальная реальность.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
uzername



Зарегистрирован: 11.07.2006
Сообщения: 3088
Откуда: новосибирские окопы

СообщениеДобавлено: Чт Май 31, 2007 5:24 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

uzername писал(а):
Основные признаки киберпанка

Вот "Город потерянных детей" по всем этим признакам очень близок к киберпанку. Чудесное кино.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Herbert_West



Зарегистрирован: 15.07.2006
Сообщения: 546
Откуда: Киев

СообщениеДобавлено: Чт Май 31, 2007 5:28 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

uzername писал(а):
Основные признаки киберпанка:

Кто их вывел? Это какие-то оф. признаки?

Кстати, в этой работе рассматриваются совсем другие общие темы и признаки. Про сюрреализм интересно, но автор препочитает связку жанов Фрая трагедия + ирония.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Herbert_West



Зарегистрирован: 15.07.2006
Сообщения: 546
Откуда: Киев

СообщениеДобавлено: Чт Май 31, 2007 5:32 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

uzername
Тем более, даже если использовать эти признаки, то они совсем не четкие и ясные, а размыты и очень субъективны.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
uzername



Зарегистрирован: 11.07.2006
Сообщения: 3088
Откуда: новосибирские окопы

СообщениеДобавлено: Чт Май 31, 2007 5:34 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Herbert_West писал(а):
Кто их вывел? Это какие-то оф. признаки?

Да, конечно. Также как признак детектива - расследование или совершение преступления + обязательное наличие криминального элемента и какой-нибудь загадки по возможности.

Herbert_West писал(а):
Кстати, в этой работе рассматриваются совсем другие общие темы и признаки.

Какие признаки киберпанка, например, в "Чужих"?Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
uzername



Зарегистрирован: 11.07.2006
Сообщения: 3088
Откуда: новосибирские окопы

СообщениеДобавлено: Чт Май 31, 2007 5:36 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Из старого эссе Суэнвика "ПОстмодернизм в фантастике: руководство пользователя":
"Несколько потоков слились, чтобы образовать такое направление, как киберпанк. Еще в начале 70 х сформировалась группа, известная как «фантазеры в законе» [outlaw fantasists] — Говард Уолдроп, Стив Атли, Джейк Саундерс, Том Рими и некоторые другие. Они и в самом деле писали очень странные фантазии, отличающиеся полной эклектикой в выборе тем и совершенно буйными идеями. Уолдроп, например, был автором рассказов о вымершей птице додо, флогистоне, оживающих тракторных гусеницах, борцах сумо при помощи телекинеза, а во время одного такого безумного полета воображения — в рассказе «Крючки Бога» [God's Hooks] — изобразил Айзека Уолтона и Джона Беньяна , ловящих рыбу в Болоте Уныния. Ничто, казалось бы, их не сдерживало, хотя, что достаточно странно, они редко писали о мире высоких технологий. А поскольку многие из «фантазеров в законе» жили в Техасе, то вполне естественно, что они неоднократно собирались для совместной работы — и в итоге их Семинар Писателей Индюшачьего Города оказал немалое влияние на формирование целой плеяды молодых авторов. Некоторые из последних, такие, как Ли Кеннеди, сами стали «фантазерами в законе» (свидетельством тому может служить ее превосходный и волнующий рассказ «Ее пушистое лицо» [Her Furry Face]), другие же, как Шайнер и Стерлинг, сохранив в себе это дикое чувство свободы, мутировали, однако, в нечто новое.
Второй очень важный элемент, отличающий данное направление, — это то смешанное чувство любви-ненависти к «технологии», истоки которого можно обнаружить как в самом жанре, так и за пределами его. Давайте вспомним и ту восхитительную чепуху, которую писали А. Э. Ван Вогт и Чарльз Хэрнесс, и представления о будущем, бытовавшие в 50 е годы на страницах «Popular Science» и «Mechanix Illustrated» (позже спародированные Гибсоном в рассказе «Континуум Гернсбека» [The Gernsback Continuum]), рваные ритмы Альфреда Бестера и промышленную рекламу из павильонов Всемирной Выставки 1964 года, певца пустынных улиц Харлана Эллисона и японское коммерческое искусство, панковские выходки Джона Ширли ипостепенный отход от аркадианизма — пасторально-антитехнологического утопизма 60 х. В общем, смешайте в сильных дозах ранних Дилэни и Желязны, добавьте нескольких писателей-нефантастов, немного Варли и щепотку Стэплдона — вот вы и получите первичный бульон, из которого выросла впоследствии эта новая форма жизни."
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
uzername



Зарегистрирован: 11.07.2006
Сообщения: 3088
Откуда: новосибирские окопы

СообщениеДобавлено: Чт Май 31, 2007 5:38 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Herbert_West писал(а):
Тем более, даже если использовать эти признаки, то они совсем не четкие и ясные, а размыты и очень субъективны.

Они достаточно чёткие, когда понимаешь, что делаешь. К примеру, кто-то может считать, что снимает авангардное кино, а снимает нечто невразумительное и с претензиями. А кто-то может просто снимать нестандартное кино - и это будет авангард. С киберпанком есть несколько подводных хитростей, и - скажем так - нужно некоторое время долго плавать с аквалангом, чтобы их увидеть. Нельзя просто так окунуться с головой в ванну и считать себя аквалангистом.
Примерно такSmile.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
uzername



Зарегистрирован: 11.07.2006
Сообщения: 3088
Откуда: новосибирские окопы

СообщениеДобавлено: Чт Май 31, 2007 5:41 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Андрей ЩЕРБАК-ЖУКОВ
КИБЕРПАНК ДЛЯ МИТРОФАНУШЕК ИНТЕРНЭШНЛ
Серия закрыта. А теперь — дискотека!

Революция киберпанка, о необходимости которой так давно говорили любители фантастики, свершилась... Вот только отмечено это происшествие было не выстрелами пушек и не брызгами шампанского, а двумя совершенно разными, не связанными между собой и даже трудно сопоставимыми событиями. Для одних это был выход на русском языке заключительной книги из культовой трилогии писателя-киберпанка Уильяма Гибсона; для других же — масштабная рейв-вечеринка, состоявшаяся в Московском дворце молодежи и громко названная “Революция киберпанка победила!”. Причем если второе событие и может служить примером триумфа указанного стиля в России, то первое свидетельствует, скорее, о его полном провале и несостоятельности. Дело вот в чем. В 1997 году в издательстве “АСТ” была начата концептуальная книжная серия “Виртуальный мир”, в которой вышло шесть книг, включая первые две части из трилогии У.Гибсона — “Нейромант” и “Граф Ноль”. В том же году эта серия была закрыта как абсолютно провальная, а вышедшие тома продавались по сниженным ценам. Третья книга — “Мона Лиза Овердрайв” — вышла с горем пополам спустя два года совсем в другой серии и в другом оформлении. Эта книга не стала явлением, хотя должна была бы. А загадочное словечко “киберпанк” незаметно перебралось со страниц журналов, печатающих фантастику, на телеэкраны, в передачи, посвященные современной электронной музыке. Как это объяснить? Может быть, мы имеем дело с двумя различными киберпанками? Чтобы разобраться с этим казусом, не обойтись без исторического экскурса.
Конец 70-х — начало 80-х годов были отмечены переходом человечества в новую историческую фазу. Культурологи назвали этот этап “информационной цивилизацией”, в отличие от земледельческой, технической и экономической, предшествовавшим ей. Информация стала той силой, которая начала определять жизнь человека. Первой на этот переход отозвалась фантастическая литература — в различных американских журналах вышло несколько рассказов молодых писателей, объединенных не только общей тематикой, но и целым рядом стилистических приемов. Для них был характерен жесткий, динамичный сюжет экономического детектива, развивающийся на фоне урбанистического и высокотехнологичного будущего, в котором ведутся “войны корпораций” за новые технологии и наивысшей ценностью считается информация, а люди превращаются лишь в ее носителей, “усовершенствованных” с помощью генной инженерии. Произведения эти обыгрывали — так или иначе — понятие “виртуальной реальности”, мира, смоделированного суперкомпьютерами и ставшего для героев не менее вещественным, чем агрессивный мир вокруг. Так появился новый стиль не только фантастики, но и вообще современной литературы постмодернизма. Так определился круг авторов: Брюс Стерлинг, Майкл Суэнвик, Руди Рюкер, Джон Ширли, Пэт Кэдиган, Грег Бир и, наверное, самый успешный из этой когорты — Уильям Гибсон. На одном из конгрессов писателей-фантастов, где эти “молодые львы” шокировали “стариков” не только своими текстами, но и своеобразными костюмами: кожаными куртками и зеркальными очками, — кто-то из классиков жанра воскликнул в сердцах: “Да это же какой-то киберпанк!” Так у нового стиля появилось название. В последующие несколько лет произведения перечисленных писателей получили все мыслимые премии в области фантастики и этим определили ее развитие на годы вперед. “Возможно, в “Нейроманте” впервые осуществлена попытка создания синтеза поэтики, поп-культуры и технологии. Прочитав “Нейроманта”, я понял, что заглянул в будущее научной фантастики (а возможно, и литературы в целом)” (курсив мой. — А.Щ.-Ж.), - признавался крупный американский теоретик постмодернизма, профессор филологического факультета Университета в Сан-Диего Ларри Маккафри.
Особенности авторского почерка Гибсона заключаются еще и в том, что он, стремясь отобразить информационное поле, в котором “тонет” современный человек, довольно интенсивно приправляет свои тексты аллюзиями на самые разные явления поп-культуры — такие, как тексты песен Лу Рида и Дэвида Боуи или старые американские кинофильмы. Следовательно, киберпанк изначально был ориентирован вовне. Поначалу он питался образами массовой культуры, а потом сам стал кормом для нее. Вскоре появился технический дизайн в стиле киберпанк, мода в стиле киберпанк... В кинематографе он получил воплощение в фильмах “Джонни Мнемоник” и “Матрица”, на телевидении — в мини-сериале “Дикие пальмы”. Сейчас уже не упомнить, кто из музыкантов первым назвал свой альбом “Киберпанк”. Но можно сказать точно, что это произведение было в равной степени далеко как от стилистики, заявленной литературой киберпанка, так и от той музыки, которой вдохновлялся сам Гибсон.
В начале 90-х годов о литературе киберпанка аккуратно заговорили в России. Сначала о нем начали писать фэнзины — самодеятельные малотиражные издания любителей фантастики. Потом его заметили профессиональные журналы. В минской “Фантакрим-МЕГЕ” вышел целый ряд компиляционных статей, а также интервью с ведущими авторами и образцы текстов. В 1992 году волгоградский энтузиаст Борис Завгородний выпустил сборник “Киберпанки на Волге”, объединивший короткие рассказы Брюса Стерлинга и Пола Ди Филиппо. Сейчас это уже библиографическая редкость.
С 1995 года рассказы писателей-киберпанков начал регулярно печатать журнал фантастики “Если”. На его же страницах была проведена дискуссия об этом жанре среди российских писателей. Ее организатор Андрей Чертков, кроме прочих, задал вопрос: "Возможен ли киберпанк в России?” Автор этих строк ответил на него следующим образом: “Русский киберпанк возможен. Теоретически. А практически — маловероятен”. Мне уже тогда казалось, что все дело даже не в том, что у нас некому писать киберпанк — у нас некому его читать! Как это ни печально, время доказало мою правоту. Книги из специализированной киберпанковской серии “Виртуальный мир” не нашли своего читателя, что и привело к ее закрытию. Заключительная часть трилогии Гибсона вышла спустя два года уже без грифа “киберпанк”, без единого упоминания этого слова, которое, как оказалось, не привлекает, а наоборот, отпугивает среднестатистического читателя фантастики. Ведь киберпанк — это литература интеллектуалов и эрудитов. Его авторы смело и свободно обращаются в своих произведениях то к современным культурологическим концепциям, то к передовым научно-техническим теориям, то к архаическим религиозным обрядам, вроде культа вуду. Киберпанки свободно передвигаются в пространстве мировой культуры и приглашают в это путешествие своих читателей. Как ни обидно, но приходится признать, что для российского поклонника фантастики жанр оказался интеллектуально перегружен.
Американские писатели-киберпанки крепко стоят на плечах своих предшественников из так называемой “новой волны”. Харлан Эллисон, Филип Дик, Майкл Муркок, Роджер Желязны в 60-е годы совершили своеобразную революцию — доказали, что фантастическая литература способна ставить перед читателем самые серьезные и злободневные вопросы. Современные американские писатели-фантасты смело пользуются передовыми литературными приемами, владеют модными филологическими теориями. В российской НФ, к сожалению, такого не происходит. В середине 80-х группа молодых фантастов пыталась совершить прорыв, однако в современной системе книгоиздания ни один из них не нашел себе достойного места. Сейчас издатели навязывают авторам некий усредненный стиль. Их можно понять, они заботятся о стабильности книжных серий, но этим самым вытравляют всякую писательскую индивидуальность, отбивают стремление к поиску чего-либо нового. Читатель фантастики, в свою очередь, уже и не ждет от нее новых тем и приемов, а рад очередным вариациям старого. Такому читателю киберпанк непонятен, чужд и тяжел для восприятия, а другие после смерти Аркадия Стругацкого отвернулись от фантастики.
Читатель не виноват. Он не глуп и не малообразован — он просто недостаточно информирован. Как уже отмечалось выше, именно информация определяет сегодняшнюю жизнь человека, диктует ее стиль. Однако поле знаков и символов, окружающих россиянина, до сих пор гораздо уже, чем у любого американца или европейца. Мы просто обделены информацией. Особенно если говорить о российской провинции. Разница между столицей и регионами, кроме всего прочего, еще и в уровне информированности — в этом корни взаимного непонимания и разобщенности. Сегодняшний россиянин часто даже боится информации, резонно считая, что новости бывают только плохие. Отсюда всевозможные фобии, связанные с техникой вообще и с компьютерами в частности. Английский ученый Олвин Тоффлер в 1970 году ввел в обиход понятие “футоро-шок”, то есть “шок перед лицом будущего”. Наука и техника стремительно вторгаются в быт, будущее слишком быстро становится настоящим. В современной западной науке всерьез обсуждаются способы борьбы с этим источником неврозов и других психических расстройств, однако надежного решения до сих пор не найдено. По мнению некоторых специалистов, отчасти защитные функции осуществляет фантастическая литература, делая своему читателю своеобразную “прививку будущего”. Если это действительно так, то можно говорить о том, что российский человек практически не готов к встрече с будущим. Вот какие невеселые размышления навевает выход третьей части трилогии Гибсона...
Можно смело сказать, что литература киберпанка в России не прижилась; тем не менее слово это довольно часто можно услышать по телевизору, только уже в музыкальных программах. Тут оно почему-то связывается с электронной клубной музыкой. Почему — остается загадкой. Очередной раз кому-то понравилось красивое звучание слова, и он смело включил его в наш лексикон и при этом даже не удосужился узнать его истинного смысла. “Казанова, Казанова, зови меня так — мне нравится слово”, — пела когда-то группа “Наутилус Помпилиус”. Точно так же, не понятно почему, некогда словом “рокеры” у нас в России начали называть байкеров, любителей гонять на мотоциклах. А еще раньше, в прошлом веке, из-за близкого звучания во французском языке слов “тарелка” и “ситуация” в нашем лексиконе появилось парадоксальное идиоматическое выражение “не в своей тарелке”. Так произошло и с киберпанком; сейчас это слово приобрело хождение в молодежной клубно-музыкальной среде, где внешнее проявление гораздо важнее внутреннего содержания, а звучание слова интересней его значения. Люди, не читающие даже журнал “Птюч”, издаваемый вроде бы специально для них, лишили слово “киберпанк” его содержания, того семантического шлейфа, что тянулся за ним; и слово потеряло свою ценность, превратившись в междометие. Это еще один симптом “недоинформированного” общества.
Что же делать? Возделывать информационное поле, не противопоставляя одни средства информации другим: традиционные, вроде книг или газет, — современным, наподобие телевидения или Интернета. Будущее за синтезом и первого, и второго, и чего-то нового, третьего... Кстати, примеры подобного синтеза образованный читатель может найти в книгах Уильяма Гибсона, где информацию закачивают прямо в мозг человека, а романтически настроенный искусственный интеллект составляет художественные композиции из старых предметов. Примеры эти подчас страшноваты, однако готовят человека к встрече с будущим.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
uzername



Зарегистрирован: 11.07.2006
Сообщения: 3088
Откуда: новосибирские окопы

СообщениеДобавлено: Чт Май 31, 2007 5:44 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сергей НЕКРАСОВ
------------------------------------
Стерлинг Б. Схизматрица: Роман, повесть, рассказы / Пер. с англ.; Послесл. А.Черткова. -- М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 1997. -- 592 с.: ил. -- (Виртуальный мир). 11 000 экз. (п)

(Статья опубликована в газете "Книжное обозрение", No 24, 17 июня 1997 года; раздел "КЛФ "КО" No 25, рубрика "Post Libellum")


------------------------------------
Московский издательский гигант "АСТ" и санкт-петербургская "Terra Fantastica" приступили к выпуску совместной серии "Виртуальный мир". В ней выходят переводные романы последних лет, относящиеся к течению под загадочным названием "киберпанк". Первой появилась на прилавках и лотках книга Брюса Стерлинга "Схизматрица".

Старт, возможно, оказался не самым удачным. Имя автора, да и само слово "киберпанк" мало что говорят отечественному читателю. Они знакомы лишь тем, кто читает англо-американскую фантастику на языке оригинала, постоянно следит за событиями на мировом книжном рынке и перелистывает переводы лишь для того, чтобы отыскать забавные ошибки в русском тексте (издателям следует запастись зонтиками, чтобы достойно встретить ливни критических замечаний).

Hачинать, конечно, следовало с Уильяма Гибсона. Во-первых, его имя на слуху благодаря кинематографу: недавно снятый по его рассказу фильм "Джонни-Мнемоник" приобрел репутацию "культового". (Отметим также фантастический телесериал "Дикие пальмы", где писатель сыграл эпизодическую роль самого себя.) Во-вторых, что более важно, именно романы Гибсона превратили движение литераторов-киберпанков (технопанков) в значимый феномен "большой культуры". Разработанное фантастом представление о "виртуальной реальности" легло в основу различных концепций кибернетического будущего.

И надо сказать, что издатели, запланировавшие в рамках "Виртуального мира" выпустить знаменитую трилогию Гибсона "Киберпространство", честно хотели сделать как лучше. Именно "Hейромантом", первым романом трилогии, и должна была открыться серия. Hо, по слухам, подкузьмила типография из братского города Минска, выбрав произвольным образом из издательского пакета не "Hейроманта", а "Схизматрицу".

"Hачало всегда исторично, то есть случайно" (Мамардашвили). Блицкрига -- стремительного завоевания читательских симпатий -- не получилось, следует переходить к позиционной войне. И книга Стерлинга представляет удобный повод, чтобы прояснить позиции.


------------------------------------
Термин "киберпанк" появился почти случайно. Как оказалось, он вполне подходит для обозначения особенностей нового направления фантастической литературы, которое зародилось в группе молодых американских авторов в конце 70-х, а в начале следующего десятилетия выплеснулось волной публикаций. Многие увидели в нем новый виток развития фантастики, вобравший в себя как традиции "жесткой HФ", так и стилистику андерграунда. Среди характерных черт этого витка -- отказ от поверхностного пафоса, стремление к псевдодокументальному описанию событий и психологических переживаний, глубокая логическая проработка деталей.

Брюс Стерлинг известен не только как фантаст, но и как журналист: он пишет о компьютерной технике и компьютерной субкультуре. Его первый рассказ был напечатан двадцать лет назад. Писатель считается "главным идеологом" движения киберпанков, его манифесты поначалу публиковались в фэнзинах, рассылались по электронной почте. Он составил антологию "Зеркальные очки", которая стала одной из главных точек отсчета для набирающего обороты литературного течения. Выпустил несколько романов и сборников рассказов -- в них идеи, высказанные в манифестах, находят законченное художественное воплощение.

"Схизматрица" (1985) -- не первый и, может быть, не лучший роман Стерлинга, но роман весьма показательный. Перед читателем предстает масштабная и мрачная картина будущего технической цивилизации.


------------------------------------
Hесколько слов о названии. В нашей критической литературе произведение Стерлинга более известно как "Шизматрица". В принципе, оба варианта перевода правильные. "Шизофрения" и "схизма" -- слова однокоренные, оба восходят к эллинскому глаголу "схизейн" (сечь, разделять). Шизофрения (в изданиях начала столетия можно встретить транскрипцию "схизофрения") -- психическое заболевание, при котором сознание пациента отъединено от окружающей действительности: замыкаясь в собственном мирке, больной строит свою жизнь в соответствии с мотивами и идеями, существующими только в его воображении. Схизма -- раскол, разделение церквей; но не ересь, а такое отпадение от церковного единства, когда сохраняется правоверность в догматическом отношении (в первых веках нашей эры подобные расколы были главной движущей силой европейской истории, именно тогда, к примеру, произошло организационное оформление православия). В английском языке проблем с транскрипцией не существует, и название романа в оригинале вбирает в себя оба смысла -- локально-психический и глобально-исторический.

И все же "Шизматрица" более соответствует русской фонетике, сразу включается в нужный контекст. Такое название, вынесенное на обложку книги, маркировало бы ее как образец интеллектуальной фантастики лучше всяких аннотаций. А вот слово "схизматрица", абсолютно загадочное для большинства читателей, в качестве заголовка "не работает".


------------------------------------
Роман Стерлинга и впрямь рассчитан на читателей с достаточно высоким IQ. Он демонстрирует, что фантастический жанр позволяет вести серьезный разговор о целях и движущих силах прогресса, делать прогнозы и рассматривать актуальные общественные проблемы. Hо не отвлеченно, как в научном трактате, а на материале узнаваемых политических и технологических реалий, в формах самой жизни. Вы не найдете в книге ни одного занудного монолога -- только действие, стремительное и пронизанное множеством смыслов.

Схизматрица -- способ организации общества будущего, в котором люди населяют космические станции, астероиды и спутники больших планет. Земля заброшена: на ней уже выработаны все минеральные ресурсы. Утрачено единство человечества: каждое поселение -- не просто самостоятельное государство, но отдельная цивилизация с собственной идеологией, мифологией, жизненным циклом, ресурсной базой и стратегией развития на ближайшие тысячелетия. Hаходящиеся у власти группировки постоянно конфликтуют между собой, и эта политическая игра перерастает в войну двух основных сил -- шейперов (высокий уровень развития биотехнологий, генной инженерии) и механистов (экономика и медицина, ориентированные на компьютеры и сложную механику). Мир приходит в Солнечную систему с появлением пришельцев -- Инвесторов, межпланетных торгашей, определивших новые правила игры и хрупкое равновесие людских цивилизаций-схизофреников. И они уложились, словно алгебраические переменные, в клеточки Схизматрицы -- замкнутые на себя, враждебно-настороженно относящиеся ко всему чужому, движимые миражами стратегических сверхидей...


------------------------------------
Стерлинг необычайно серьезен -- и этим интересен. Роман написан неровно. Одни места удачны, другие откровенно "провисают". Многие интриги намечены вскользь, мимоходом и оттого кажутся совершенно неправдоподобными. Тем лучше: вынося конкретику за скобки, Стерлинг обнажает суть всякой интриги -- волевое усилие отдельно взятого игрока. А ведь в описываемой вселенной нет ни одного играющего, который не являлся бы одновременно пешкой в чьих-то планах. Все без исключения вовлечены в саморазвитие (часто вспоминается Илья Пригожин -- основатель синергетики, науки о саморазвивающихся системах) и становление сверхчеловеческого волевого усилия, структурирующего науку и технику изнутри -- как специфические способы отношения к миру. Все вовлечены в глобальный план, никем конкретно не придуманный, существующий сам по себе. В план, который намечает не цели, а направление движения.

Главный герой, дипломат Абеляр Линдсей, проживает долгую жизнь в этом полубезумном мире, шаг за шагом восходя к вершинам власти. Временами он похож на гроссмейстера-стратега, просчитывающего ситуацию на сорок ходов вперед; и если он вычисляет неизбежность проигрыша, от отчаянно смелым жестом перемешивает фигуры на доске, чтобы начать новую партию. "Из таких семян свободной воли, следуя законам причинности, и произрастает будущее..."

Символично описанное в романе переселение на спутники, в искусственную техническую среду, -- образ превращения людей... нет, не в винтики механизма, а в элементы сложной программы. Превращения, совершающегося по собственному желанию, ибо это единственный разумный путь... Панковский лозунг "Будущего нет!" выворачивается наизнанку. Будущего нет, потому что оно наступило: все пути определены логикой саморазвития системы, ничего нового (более "гуманного") выдумать уже нельзя. Остается включаться в начатую ранее игру, подчинять свою жизнь требованиям программы. Лишь иногда появляется возможность переметнуться на другую орбиту, где скорость выше и есть шанс подольше продержаться на плаву.

Из этого замкнутого круга нет выхода. Забавно, что технократ Стерлинг вынужден на последних страницах своего сочинения обратиться к мистике -- чтобы завершить роман и взглянуть на описанный мир со стороны.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Herbert_West



Зарегистрирован: 15.07.2006
Сообщения: 546
Откуда: Киев

СообщениеДобавлено: Чт Май 31, 2007 5:51 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

uzername писал(а):
Да, конечно.

Где это записано? Каждый пишет разные признаки, в отличие от детектива.

uzername писал(а):
Также как признак детектива - расследование или совершение преступления + обязательное наличие криминального элемента и какой-нибудь загадки по возможности.

Это необходимые, но достаточные ли?

uzername писал(а):
Какие признаки киберпанка, например, в "Чужих"?

техноразвитый мир, demonic world, Корпорация, герой противостоящий Корпорации, Tower of Evil, встреча героя с Демоном, связка человека с машиной, концовка, где герои не возр. в pastoral world. Но опять говорю, что все это спорно, а посему см. ниже.

uzername
Ладно, мне спорить на эту тему лень, поскольку, как я уже говорил, по теме киберпанка НЕТ однозначности. Понимаешь, даже несмотря на то, что автор, допустим, использовал слово киберпанк неверно, документалка все равно остается интересной, поскольку выявляет общие темы, моменты, присущие данным фильмам 80-ых.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов LE BUNKER DE LA DERNIERE CREEPOZOIDS -> Прочие фильмы Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2, 3, 4  След.
Страница 1 из 4

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB