LE BUNKER DE LA DERNIERE CREEPOZOIDS

Форум закрыт
 
 FAQ   Поиск   Пользователи   Группы   Регистрация   Профиль   Войти и проверить личные сообщения   Вход 

Дэвид Уорк Гриффит - Приключения Долли

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов LE BUNKER DE LA DERNIERE CREEPOZOIDS -> Старое кино
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Безумный Сессил Б



Зарегистрирован: 04.12.2006
Сообщения: 648

СообщениеДобавлено: Вс Окт 28, 2007 12:05 pm    Заголовок сообщения: Дэвид Уорк Гриффит - Приключения Долли Ответить с цитатой

Некоторые фильмы, ничего из себя сами по себе не представляя, всё же являются важными вехами. В первую очередь это дебютные картины. Если честно, у меня есть большая страсть к дебютным короткометражкам, зачастую уже в них просматривается будущие темы режиссёров. А иногда они едва ли не лучше и свежее того, что будет снято впоследствии. С "Приключениями Долли" дело сложнее. Сам фильм почти ничего из себя не представляет, но сам факт того, что это первый фильм Гриффита заставляет обратить на него внимание. Позволю себе сделать большую цитату из книги Леонида Трауберга:

Цитата:
Что было причиной события в июле 1908 года в "Байографе"? События, казавшегося столь незначительным? Случай? Стечение обстоятельств? Дальновидный расчет?

Вероятно, за полгода в "Байографе" присмотрелись к актеру с впечатляющим носом. Опыт налицо. Двенадцать лет работы. Явно не глуп: предлагал идеи, сценарии, высказывался о фильмах и книгах.



Все это, возможно, не сыграло бы роли, если б не стечение обстоятельств. Снимая "снежную бурю" для фильма "Бродяга" (снег изображали опилки), сильно простудился старший Мак Катчен. Наступило период безрежиссерья. Снимал сын Мак Катчена, Уоллес, без большой охоты. Снимал вице-президент Марвин. Дали постановку человеку из сценарного отдела Станнеру Тейлору. У него не пошло.

Именно тогда имел место исторический разговор Марвина со своим братом, оператором Артуром.

Старший брат спросил младшего, нет ли у него подходящей кандидатуры для постановки.

- Как сказать? - задумчиво произнес добродушный Артур. - По правде, не могу ответить с уверенностью. Актеры - чудаковатый народ, но среди них имеется один парень, пожалуй, с идеями в голове. Его стоило бы попробовать.

- По-твоему, у него получится?

- Ну, ты не очень много потеряешь, если рискнешь.

- Как его зовут? Я пошлю за ним.

- Гриффит. Лоренс Гриффит (прим. тогда еще Лоренс Гриффит).

Позднее в тот же день очень бледный молодой человек получил аудиенцию у вице-президента в его фешенебельном кабинете.

- Мой брат сказал, что вы интересуетесь кино, мистер Гриффит. Не хотели бы вы поставить для нас фильм?

Мистер Гриффит встал со стула, сделал три шага к окну и стал глядеть на улицу.

- По душе ли вам это, мистер Гриффит?

Нет ответа - только взгляд в пространство.

- Мы, конечно, постараемся, насколько это возможно, помочь вам, мистер Гриффит, если вы решите попробовать.

Все тот же взгляд в пространство. И наконец:

- Я благодарен вам за доверие, мистер Марвин, но дело вот в чем. Последни годы у меня были разные потрясения, и, видите ли, я женат. На мне большая ответственность, и я не могу довериться случаю. Как актера здесь меня более или менее признали. Предположим, я возьмусь за постановку и провалю фильм, мне больше не дадут ролей, и, честно говоря, мне это не по сердцу; я не хотел бы лишаться актерской работы в вашей фирме.

- При других условиях вы хотели бы поставить для нас картину?

- Ну, конечно, хотел бы.

- Значит, если я вам пообещаю, что в случае провала вы можете вернуться к исполнению ролей, вы возьметесь за постановку?

- Да, на таких условиях я согласен.

Режиссер!.. В 1908 году в театре это была профессия, сравнявшаяся с профессиями драматурга и даже актера, а может быть, и превзошедшая их. Ничего подобного не было в кино.

Собственно, не было и профессии - кинорежиссер. ПОстановщиком фильма мог стать всякий -и племянник хозяина, и оператор, и простой работник фирмы. Для хозяина режиссер был величиной почти нулевой.

Гриффит ничего никогда не ставил. Ни в театре, ни в кино. Глядя как работают на "Байографе", он понимал (все-таки годы работы в театре), что это попросту смехотворно. Фильмы выпускались, но за редким исключением, низкого качества.

Вероятно, Гриффит, уже втянутый в орбиту кино, видел в никельодеонах и неплохие ленты. Скорее всего, Мельеса, Портера, Зекка. Существовали какие-то профессиональные правила. "Мистер Гриффит, не переходите линию!.." Сцена начиналась обычно, как в театре входом персонажей, заканчивалась их уходом. Двигаться надо было все время к камере. Переживать - замедленно, подчеркнуто, жестикулировать вовсю, чтобы дошло до зрителя. Текст произносить обязательно вслух - для правдоподобия.

И еще: обожествлять аппарат. Этот неуклюжий ящик, ручку которого, словно шарманщик, ветел вершитель судеб - оператор, был решающим элементом процесса. Слово оператора - непререкаемым. Конечно же, аппарат как бы врос тремя ногами в пол ателье, словно уродливое дерево. Пересадка его на натуру была священнодействием, делом мучений. Очутившись под солнцем, аппарат врастал в землю. В редчайших случаях делали трюки: снимали из окна поезда, из автомобиля, лезли на крышу.

Сценарий представлял нечто вроде газетной заметки. Изменять его не полагалось; выполнить бы то, что написано.

Таким был и сценарий "Приключений Долли". В кулуарах студии его причислили к "лимонам"; lemon - слово из жаргона, характеризующее неминуемую неудачу).

На поляне занимаются спортом дачники: папа, мама и их маленькая дочка Долли. Неподалеку - живописная речка, родители Долли и дитя наблюдают за юными рыбаками. Банда цыган-воров предлагает маме приобрести у них явно украденные вещи. Мама отказывается. Один из цыган пытаетсяёукрасть ее кошелек. На ее крик прибегает папа с бичом, безжалостно избивает вора и прогоняет цыган.

Пылая жаждой мести, цыган похищает Долли, прячет ее в бочке для воды, увозит в фургоне. Когда фургон переезжает речку, бочка падает в речку падает в воду, течение уносит ее к водопаду, но попав в бухточку, бочка застряла. Дети рыбака слышат странные звуки из бочки, открывают ее и находят Долли. Вскоре она - в объятиях ликующих мамы и папы.

В фильме - 713 мфутов, девять минут зрелища. Все действие на натуре. Работа длилась чуть меньше недели. Главная трудность была с бочкой - ее тщательно вели в реке при помощи фортепьянных струн, бочка сопротивлялась, крутилась в воде.

При всей стандартности фабулы "Приключений" в ленте налицо все те элементы, которые за десять лет свяжутся с творчеством Гриффита: похищение; если не погоня за преступником, то иллюзия ее; то, что называется suspence (напряжение) - бочонок и водопад; наконец, спасение в последний момент.

Битцер первым посмотрел ленту, чтобы проверить качеством фотографии (к счастью, удачной) и ограничился замечанием:

- Длинновато!

Приходит час испытания, Марвин-старший смотрит ленту. Девять минут - и она кончилась. Наверняка сделав некоторую паузу (без этого обходилось ли когла-нибудь?), Генри Марвин произнес:

- Вроде что-то вышло!

Лоренс Гриффит получил "добро".

14 июля 1908 года в кинотеатре Кийта и Проктора на Юнион-Сквер состоялась премьера. Очевидно, лента поравилась и владельцам театра и аудитории, ибо на следующий день был заключен договор с Лоренсом Гриффитом, как с одним из режиссеров фирмы. Сорок пять долларов в неделю и отчисления в одну тысячную доллара с каждого проданного метра пленки.

Хотелось бы закончить простодушными, но полным горечи словами Линды Арвидсон: "Это поразительно - слишком хорошо, чтобы быть правдой. И все же знай он, что теперь навсегда, недели, месяцы, годы будет кино, только кино, ничего кроме кино, Дэвид Гриффит отказался бы от работы или, оставшись, проливал горькие слезы, горькие слезы".

Но если отстраниться от исторической значимости, то перед нами просто милая лента, типичная для Байографа. Цыгане злые, дачники правильные, девочка в белом. Снято всё ничуть не хуже остального кинематографа того времени. Хотя и не лучше. Я лично посмотрел с удовольствием, но пересматривать не буду.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов LE BUNKER DE LA DERNIERE CREEPOZOIDS -> Старое кино Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB