LE BUNKER DE LA DERNIERE CREEPOZOIDS
Форум закрыт
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
mimoid
Зарегистрирован: 11.07.2006 Сообщения: 1943 Откуда: Москва
|
Добавлено: Пт Дек 21, 2007 12:54 pm Заголовок сообщения: Винтовая лестница (Robert Siodmak, 1945) |
|
|
The Spiral Staircase
Формально, наверное, это фильм категории Б: минималистичный антураж, отсутствие крупных звезд в главных ролях, да и RKO к концу 40-х, насколько я знаю, много б-фильмов снимали... Но уверенности у меня никакой нет, так что помещаю сюда, тем более, что фильм на голову превосходит большинство своих жанровых отпрысков.
Молодая девушка Хелен (Дороти МакГуайр), не способная разговаривать из-за пережитой некогда психологической травмы, работает в богатом особняке, ухаживает за больной хозяйкой (Этель Бэрримор номинировалась на Оскар за эту роль "второго" плана). В доме живет еще несколько человек, в том числе два недолюбливающих друг друга сына хозяйки, которые, к тому же, оба проявляют симпатии к одной и той же особе женского пола (Ронда Флеминг). Однажды некий маньяк принимается убивать женщин с физическими отклонениями. Прикованная к постели старушка, опасаясь за жизнь Хелен, убеждает влюбленного в нее доктора увезти ее куда-нибудь как можно быстрее, но обстоятельства заставляют его замешкаться. А маньяк, по всей видимости, уже пробрался в дом...
На imdb спорят, триллер это или нуар. Лично мне кажется, что и то и другое, я вообще не склонен считать нуар отдельным жанром, скорее стилем, характерным для эпохи, так что никакого противоречия не вижу. Практически все, что нужно для нуара, тут есть: контрастная черно-белая картинка с резкими тенями, проблемы настоящего, уходящие корнями в прошлое, да еще непрекращающийся ливень, только способствующий сгущению атмосферы... Похоже, Сиодмака в тот момент интересовала эта эстетика, следующим его фильмом станет квазихэмингуэевский нуар "Убийцы". Да и оператор Николас Мусурака - не последний человек в мире черного кино: он снимал, быть может, первый американский нуар "Незнакомец на третьем этаже", а также классический "Из прошлого" Жака Турньера. Словом, не вижу причин не считать это нуаром. В то же время тема маньячного триллера здесь раскрыта полностью: неразгаданный убийца в черных перчатках недобрым глазом следит за очередной жертвой из темноты - это ли не основа жанра? А в одном кадре он, кажется, даже в дождевике был... То-то джиалло меня всегда раздражали своей докучливой однообразностью. Оказывается, не зря. Что к этому добавили итальянцы? Больше насилия, крови, сексопаталогического шума, сценарного абсурда и, в отдельных случаях, цветовой психоделии. Нужно ли все это? Не знаю, но лишь самые безумные (типа "Дома со смеющимися окнами") или визионерские (типа "Суспирии") итальянские триллеры мне кажутся действительно интересными. Конечно, кого-то волнует поэзия разрезаемых глоток, синеющих лиц и кровавых пятен, но пока что не меня.
Короче, шедевр, оказавший огромное влияние на жанровое кино. Смотреть нужно.
Сюжетный твист, кстати, оказался вполне предсказуемым, но, думаю, лишь из-за многочисленных последующих вариаций на тему, которые довелось посмотреть раньше.
Последний раз редактировалось: mimoid (Пт Дек 21, 2007 1:48 pm), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
uzername
Зарегистрирован: 11.07.2006 Сообщения: 3088 Откуда: новосибирские окопы
|
Добавлено: Пт Дек 21, 2007 1:05 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Дополнение: в России это кино известно как ВИНТОВАЯ ЛЕСТНИЦА. Всегда считал, что это готика. Думаю, что к нуару это вообще не имеет отношения... Но фильм не смотрел, так что дискутировать не имею права...
Цитата: | Роман Этел Лины Уайт "Кто-то должен поберечься" ("Some Must Watch") был изменен; в книге служанка была хромой, а действие происходило в современной Англии. В 1975 году английский режиссер Питер Коллинсон поставил очень слабый римейк. |
|
|
Вернуться к началу |
|
|
mimoid
Зарегистрирован: 11.07.2006 Сообщения: 1943 Откуда: Москва
|
Добавлено: Пт Дек 21, 2007 1:47 pm Заголовок сообщения: |
|
|
uzername писал(а): | в России это кино известно как ВИНТОВАЯ ЛЕСТНИЦА | Действительно, это я лучше исправлю. Что-то я не посмотрел, какой существует устоявшийся перевод.
uzername писал(а): | Всегда считал, что это готика. Думаю, что к нуару это вообще не имеет отношения | А что такое готика в кино, по-твоему? Т.е. как отличить готику от не-готики? (безотносительно этой картины) И сразу второй вопрос: раз уж на то пошло, две составляющие совмещены быть не могут? Не может существовать, например, "готический нуар"? |
|
Вернуться к началу |
|
|
uzername
Зарегистрирован: 11.07.2006 Сообщения: 3088 Откуда: новосибирские окопы
|
Добавлено: Пт Дек 21, 2007 1:50 pm Заголовок сообщения: |
|
|
mimoid писал(а): | А что такое готика в кино, по-твоему? |
Замки, частные владения и тайны.
mimoid писал(а): | Не может существовать, например, "готический нуар"? |
В моём понимании, категорически нет. |
|
Вернуться к началу |
|
|
uzername
Зарегистрирован: 11.07.2006 Сообщения: 3088 Откуда: новосибирские окопы
|
Добавлено: Пт Дек 21, 2007 1:52 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Ах да, разве в нуаре могут быть маньяки? В первый раз про такое слышу. Да и в простых детективах маньяки неприемлемы - там обычно описываются преступления иного рода. Маньяки - это ужасы/триллеры, а не детективы. Разные жанровые ниши. |
|
Вернуться к началу |
|
|
mimoid
Зарегистрирован: 11.07.2006 Сообщения: 1943 Откуда: Москва
|
Добавлено: Пт Дек 21, 2007 2:03 pm Заголовок сообщения: |
|
|
uzername писал(а): | Замки, частные владения и тайны. | Т.е. эти три атрибута определяют готический "жанр"? Тогда этот фильм не готика, ну разве что триллер с элементом "готичности"
uzername писал(а): | В моём понимании, категорически нет. | Почему? В чем несовместимость?
uzername писал(а): | Ах да, разве в нуаре могут быть маньяки? | Почему нет? Например, в "Незнакомце на третьем этаже" был маньяк.
uzername писал(а): | Разные жанровые ниши. | Ну вот я же написал, что вообще не склонен считать нуар жанром |
|
Вернуться к началу |
|
|
uzername
Зарегистрирован: 11.07.2006 Сообщения: 3088 Откуда: новосибирские окопы
|
Добавлено: Пт Дек 21, 2007 2:11 pm Заголовок сообщения: |
|
|
mimoid писал(а): | Тогда этот фильм не готика, ну разве что триллер с элементом "готичности" |
В те времена не существовало "триллеров", поэтому все эти замки и убийства служанок в особняках - это готика. Хотя вполне возможно, что сейчас это можно рассматривать как триллер. Не путай меня. Тут всё от многих факторов зависит, я не прав в ста процентах случаев. То есть если у Чейза служанку убивают в особняке у богача - это детектив, а не готика.)
mimoid писал(а): | Почему? В чем несовместимость? |
Готика - это прошлое (замки), нуар - уже современность (небоскрёбы).
mimoid писал(а): | Ну вот я же написал, что вообще не склонен считать нуар жанром |
Нуар - это особый фантик для конфетки-детектива. |
|
Вернуться к началу |
|
|
mimoid
Зарегистрирован: 11.07.2006 Сообщения: 1943 Откуда: Москва
|
Добавлено: Пт Дек 21, 2007 2:20 pm Заголовок сообщения: |
|
|
uzername писал(а): | В те времена не существовало "триллеров" | Как же так? Тот же Хичкок уже давным давно к тому времени триллеры снимал.
uzername писал(а): | То есть если у Чейза | Так, ты литературу не приплетай Мы про кино говорим.
uzername писал(а): | Готика - это прошлое (замки), нуар - уже современность (небоскрёбы). | Кажется, понял. Тогда это точно не готика.
uzername писал(а): | Нуар - это особый фантик для конфетки-детектива. | Не согласен. Ты, значит, слишком мало нуаров смотрел |
|
Вернуться к началу |
|
|
uzername
Зарегистрирован: 11.07.2006 Сообщения: 3088 Откуда: новосибирские окопы
|
Добавлено: Пт Дек 21, 2007 2:27 pm Заголовок сообщения: |
|
|
mimoid писал(а): | Не согласен. |
Неплохо.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Нуар
mimoid писал(а): | Ты, значит, слишком мало нуаров смотрел |
Да я их вообще почти не смотрел. Но в моём понимании, нуар в кино - это диапазон от "Мальтийского сокола" до "Почтальон всегда звонит дважды". То есть, нуар - это "чёрный детектив" на киноэкране. Маньяки и мелодрамы в замках - это не нуар. Нуар - это кино для настоящих мужчин, а не для маменькиных сынков и домохозяек.)
"Происхождение термина
Термин «черный фильм» или «фильм нуар» (франц. film noir) был введен французскими критиками в 1946 для обозначения стиля, приобретшего популярность в американском кино в середине 40-х годов. Для него характерны криминальный сюжет, мрачная атмосфера циничного фатализма и пессимизма, стирание грани между героем и антигероем, относительная реалистичность действия, темное освещение сцен, как правило, ночных и значительная степень женоненавистничества.
Несмотря на узкие рамки стилистики, «черный фильм» достаточно разнообразен в своих лучших образцах. Одним из предшественников этого направления был детектив Джона Хьюстона «Мальтийский сокол» (1941), который ввел в американское кино тип жесткого, циничного героя и образ расчетливой, корыстной женщины, предающей его. И то, и другое резко контрастировало с жизнерадостными голливудскими героями 30-х годов. К концу войны появился один из первых и лучших «черных фильмов» — «Двойная страховка» (1944) Билли Уайлдера. Это был фильм «без всяких следов любви или жалости». Сюжет о женщине, обманывающей любовника, чтобы избавиться от богатого мужа, соединял героя и антигероя в одном лице, и был весьма жестким для того времени.
Новая стилистика соответствовала настроениям времени: конец войны и возвращение солдат с фронта заставили американцев посмотреть в лицо реальности. «Черные фильмы» использовали, как правило, детективные сюжеты, заимствуя их у таких авторов, как Р. Чандлер («Убийство, моя милая», 1944), Д. Хэммет («Стеклянный ключ», 1942), Д. М. Кейн («Почтальон всегда звонит дважды», 1946), Э. Хемингуэй («Убийцы», 1946) и др.
Их стилистика оказалась выгодной для мелких студий, выпускавших малобюджетные ленты категории «Б», так как снимать можно было ночью, используя минимальное освещение, часто на натуре. Наиболее успешно справлялись с ограничениями бюджета такие режиссеры, как Э. Дж. Улмер («Обьезд», 1945) и Э. Дмитрык («Перекрестный огонь», 1947). Их картины, так же как и работы Ж. Дассена, Г. Хэтуэя и др, приблизили Голливуд к реальной жизни.
В ряде случаев «черный фильм» обращался к канонам психологической драмы, отходя от условностей детектива: лучшие образцы такого рода — «Пленница» (1948, М. Офюльса), «Двойная жизнь» (1948, Д. Кьюкора), «В уединенном месте» (1950, Н. Рея). Изредка стилистика «черного фильма» проникала и в другие жанры, как в вестерне «Преследуемый» (1947, Р. Уолша). Элементы этой стилистики перерабатывались американскими режиссерами более позднего периода («Печать зла», 1958, О. Уэллса). Ее использовали французские режиссеры, такие, как Ф. Трюффо («Стреляйте в пианиста», 1960), Ж.-П. Мельвиль («Самурай», 1967), и др.
Среди лучших современных образцов «черного фильма» в США — фильмы Д. Дала «Убей меня снова» (1989), «К западу от Ред-Рока» (1992), «Последнее соблазнение» (1994)."
Последний раз редактировалось: uzername (Пт Дек 21, 2007 2:36 pm), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
uzername
Зарегистрирован: 11.07.2006 Сообщения: 3088 Откуда: новосибирские окопы
|
Добавлено: Пт Дек 21, 2007 2:32 pm Заголовок сообщения: |
|
|
mimoid писал(а): | Тот же Хичкок уже давным давно к тому времени триллеры снимал. |
Ну я собственно опять про книги, скорее, говорил...
http://ru.wikipedia.org/wiki/Триллер - тоже есть интересности. |
|
Вернуться к началу |
|
|
mimoid
Зарегистрирован: 11.07.2006 Сообщения: 1943 Откуда: Москва
|
Добавлено: Пт Дек 21, 2007 4:01 pm Заголовок сообщения: |
|
|
uzername писал(а): | http://ru.wikipedia.org/wiki/Нуар | Нет уж, спасибо Когда речь идет об американском кино, лучше ссылаться на американскую Википедию: http://en.wikipedia.org/wiki/Film_noir Там, помимо прочего, написано, что некоторые исследователи считают нуар не жанром, а стилем, вот с ними я, наверное, и согласен
uzername писал(а): | Происхождение термина | Эту статью читал, и еще всякие другие тоже. Четкого определения, что же такое "нуар" нигде не встречал, везде перечисляется ряд разнообразных критериев, которые могут наличиствовать, но могут, вообще говоря, и отсутствовать.
Я не утверждаю, что "Винтовая лестница" - типичный нуар. Типичный нуар - криминальная драма/мелодрама, да. (Заметь, совсем не обязательно детектив, для которого важен процесс расследования.) Здесь же в нуарной стилистике решен маньячный триллер. И, кстати говоря, это вполне себе "криминальный сюжет" |
|
Вернуться к началу |
|
|
uzername
Зарегистрирован: 11.07.2006 Сообщения: 3088 Откуда: новосибирские окопы
|
Добавлено: Пт Дек 21, 2007 4:10 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Ну да, мы уже просто о пограничных областях спорим.
mimoid писал(а): | (детектив, для которого важен процесс расследования.) |
А кто тебе сказал, что для детективного жанра важен процесс расследования? Могу привести кучу обратных примеров. Просто есть какие-то подразделы, где он важен, а есть такие, в которых неважен. |
|
Вернуться к началу |
|
|
mimoid
Зарегистрирован: 11.07.2006 Сообщения: 1943 Откуда: Москва
|
|
Вернуться к началу |
|
|
uzername
Зарегистрирован: 11.07.2006 Сообщения: 3088 Откуда: новосибирские окопы
|
Добавлено: Пт Дек 21, 2007 4:23 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Фильмов смотрел мало. Книги подойдут? Куча хардбойледа, криминальных и шпионских романов (которые также попадают в категорию detective fiction). А ты говоришь всего лишь о том, что называется "классическим детективом". |
|
Вернуться к началу |
|
|
mimoid
Зарегистрирован: 11.07.2006 Сообщения: 1943 Откуда: Москва
|
Добавлено: Пт Дек 21, 2007 4:33 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Нет, книги не подойдут
Хотя... вот на англоязычной Википедии написано так: есть криминальный жанр (crime fiction), а его ветвь, которая описывает ход расследования - это детектив (detective fiction). В принципе, логично. Если детектив не описывает расследование, то что тогда значит само название жанра (detective)? |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|