LE BUNKER DE LA DERNIERE CREEPOZOIDS
Форум закрыт
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Безумный Сессил Б
Зарегистрирован: 04.12.2006 Сообщения: 648
|
Добавлено: Пн Дек 10, 2007 5:53 am Заголовок сообщения: Славинский и Маяковский - Барышня и Хулиган (1918) |
|
|
Больше всего меня поражает сам факт того, что в 18 году в России ухитрялись снимать фильмы. Впрочем у меня таких только два, от Кулешовского Проекта Инженера Прайта осталось только минут пятнадцать разрозненных фрагментов, этот же фильм товарищества "Нептун" сохранился более удачно, к нему просто нет субтитров. И сюда про происходящему - из за их отсутствия мы мало потеряли.
Несмотря на активное участие "кубофутуриста" Маяковского, оказавшегося и главным актёром, и сценаристом и сорежиссёром, фильм получился более чем стандартным и старомодным. Маяковский взял рассказ некого Эдмонда д'Амичиса про учительницу рабочих, и перенёс в Рассею. Рассея получилась вполне узнаваемой, с гопниками и семачками. Главный гопник на деревне - сам Владимир Владимирович, носит нож, палочку и кепку, отнимает у простых жителей вышеупомянутые семечки и девушек, причём девушкам дарит... правильно, семечки. Маяковский удивительно органично смотрится в этой роли, если он играет - то честь ему и хвала. Но у меня честно создалось впечатление, что этот имидж романтично настроенного питекантропа был для Маяковского привычным.
И вот в сию мамлеевскую глушь приезжает учительница. Маленькая, хрупкая. Разумеется её тут же отправили учить совершенно безумный класс великовозрастных созданий, где рядом сидят молодые дебилы и престарелые мужики с ножами за голенищем. Дальше всё понятно, хулюган влюбляется, долго и нудно преследует училку, со всеми романтичными подробностями вроде бросания на колени и кинутого на грязь пиджака. Хулигана при этом неплохо глючит, кстати моменты грёз пожалуй лучшие в фильме, особенно паника учительницы, выраженная в эпизоде с несущими огромные буквы и преследующими её мужиками. У хулюгана глюки на порядок примитивнее, но он от них очень злится и бросается на окружающих. Потом учительницу оскорбляет один из дебиловатых одноклассников, хулиган его бъёт, за сынку вступается учащийся в этом же классе папа, мощный старик с тесаком. Хулигана ловят и долго бьют всей деревней. Потом сверхроманичная сцена с барышней, целующей умирающего хулигана. И хулиганом, целующим крест. Конец.
Что могу сказать, надо посмотреть ещё Октябрюхова и Декабрюхова , но пока что вывод прост:
Стихи у него намного лучше получались.
Кстати, уже в наше время по этому фильму сняли фильм балет Но это уж точно смотреть не буду. |
|
Вернуться к началу |
|
|
mimoid
Зарегистрирован: 11.07.2006 Сообщения: 1943 Откуда: Москва
|
Добавлено: Пт Окт 10, 2008 2:57 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Безумный Сессил Б писал(а): | Больше всего меня поражает сам факт того, что в 18 году в России ухитрялись снимать фильмы. Впрочем у меня таких только два | А между тем кино снимали. В книге "Великий кинемо" указано 44 сохранившихся в том или ином виде игровых фильма 1917 года выпуска, 35 - 1918 года и лишь 9 - 1919 года (среди последних есть любопытная антисоветская агитка "Зверства большевиков после сдачи Киева" (aka "Через кровь к возрождению (Киевская чрезвычайка)", в которой безвестные дельцы якобы реалистично изобразили расстрелы и пытки - явный пример дозвукового эксплойтейшна).
О состоянии российского кинематографа тех лет кратко написано в книге Н.В. Ростовой "Немое кино и театр. Параллели и пересечения" (Аспект пресс, 2007):
Цитата: | Известный историк кино В.Вишневский в каталоге фильмов частного производства, охватывавшем картины 1917-1921 гг., называет 85 лент, вышедших на экраны в первое советское полугодие. На самом деле их больше, так как не все фильмы выявлены, а среди выявленных не все твердо (с точностью до полугодия) датированы. Это целый пласт истории кино, однако судить о нем трудно: 68 картин внесено в каталог с удручающей пометкой "фильм не сохранился", 5 лент сохранилось не полностью, 12 - частично. | Т.е. упадок, конечно, был (в 1916-м было снято около 500 игровых картин), но кинематографисты все же продолжали активно работать. Цитирую дальше:
Цитата: | Все игровые ленты рассматриваемого периода без единого исключения тяготеют к дооктябрьским или, если так можно сказать, к "послефевральским" временам. <...> Лидирует экранная драма - преимущественно салонная. Среди десятков лент рубежа 1917-1918 гг. мы находим полный набор традиционных дореволюционных сюжетов - любовный треугольник, поруганная невинность, судьба изобретателя, драма из артистической жизни, экранизация бульварного романа и т.д. Кажется, основные кинематографические фирмы - Ханжонкова, Ермольева, "Русь", "Нептун" - просто не замечают революции. Они по-прежнему, как и до социальных катаклизмов, удовлетворяют платежеспособный спрос, хотя уже болезненно ощущают обесценивание денег и общее падение бытовых норм жизни.
Вместе с тем некоторые фильмы, чьи премьеры приходятся на первые послеоктябрьские месяцы, привлекли историков кино тем, что продвигали кинематограф по пути к высокому искусству. В декабре 1917 г. выходит на экраны посмертная лента одного из лучших дореволюционных режиссеров Е. Бауэра "Король Парижа", доснятая О. Рахмановой. Несколько позже зритель знакомится со знаменитой экранизацией толстовского "Отца Сергия" (режиссер Я. Протазанов) с И. Мозжухиным в главной роли. Фирма Харитоньева выпускает драму "Позабудь про камин - в нем погасли огни", где блистают звезды немого кино В. Холодная, В. Максимов, О. Рунич, В. Полонский.
Легкий налет "послефевральских" мотивов выражается только в том, что на экран выходят фильмы, не считающиеся с самодержавной и официально-религиозной цензурой. Так, кинематографическое товарищество "Воля" продолжает и после октябрьского переворота сериал "Наши венценосцы", в котором ставятся псевдоисторические ленты, якобы разоблачающие российскую монархию. Среди них "Фавориты Екатерины II" и "Тайна смерти Петра III". Видимо, эти фильмы из тех, которые снимаются не по социальным или художественным мотивам, а просто потому, что запреты на их темы отменены. Таким же образом можно объяснить создание нескольких лент о раскольниках, масонах и представителях других течений, не одобряемых официальным православием.
Сразу после Февраля в русском частновладельческом кинопроизводстве отчетливо видно падение жанра комедии. До революции в большом ходу были экранные фарсы, бесконечные сериалы "про Вову" и "про Антошу", осмеянные К. Чуковским "Бега тещ", многочисленные подражания французским экранным комедиям. Видимо, в революционные времена в сознании зрителя происходят некоторые важные сдвиги - во всяком случае язык примитивной "комической" на какое-то время становится неприменимым. И кинематографическая среда это чувствует. Комедий почти не ставят. После октябрьского переворота и до весны 1918 г. на экраны выходит только одна (!) комедия, сделанная фирмой "Нептун", под названием "Центрострах". |
|
|
Вернуться к началу |
|
|
mimoid
Зарегистрирован: 11.07.2006 Сообщения: 1943 Откуда: Москва
|
Добавлено: Пт Окт 10, 2008 4:18 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Относительно самого фильма. Конечно, удивляет, что сценаристом и исполнителем главной роли в этой мелодрамке был Маяковский. Это противоречие видели и современники, видел и сам поэт. Будучи уже разочарованным своим киноопытом, в 1922-м он пишет:
Маяковский писал(а): | Кино и Кино
Для вас кино — зрелище.
Для меня — почти миросозерцание.
Кино — проводник движения.
Кино — новатор литератур.
Кино — разрушитель эстетики.
Кино — бесстрашность.
Кино — спортсмен.
Кино — рассеиватель идей.
Но — кино болен. Капитализм засыпал ему глаза золотом. Ловкие предприниматели водят его за ручку по улицам. Собирают деньги, шевеля сердце плаксивыми сюжетцами.
Этому должен быть конец.
Коммунизм должен отобрать кино у спекулятивных поводырей.
Футуризм должен выпарить мертвую водицу — медлительность и мораль.
Без этого мы будем иметь или привозную чечетку Америки, или сплошные «глаза со слезой» Мозжухиных.
Первое надоело.
Второе еще больше. | В "Барышне и хулигане", очевидно, нет ни новаторства, ни разрушения эстетики, напротив - налицо "плаксивый сюжетец" и "глаза со слезой". Это капиталистическое кино в том виде, в каком это понимал сам Маяковский. Вообще, в 1918-м Маяковский написал сценарии и снялся в главных ролях в 3-х фильмах: Цитата: | В марте 1918 г. Маяковский написал сценарий фильма «Не для денег родившийся» по роману Д. Лондона «Мартин Иден» и сам снялся в главной роли поэта Ивана Нова. В фильме участвовали также Д. Бурлюк, В. Каменский и Л. Гринкруг. В мае в кинотеатре «Модерн» (ныне «Метрополь») был устроен просмотр, на котором присутствовал А. Луначарский. Впоследствии фильм несколько лет шел во многих городах. Ни один экземпляр картины до сих пор не разыскан.
Почти одновременно с выходом с этой картиной на экраны вышел и другой фильм с Маяковским в главной роли — «Барышня и хулиган», снятый без сценария, прямо по повести Э. Де Амичис «Учительница рабочих». Картина сохранилась.
В мае 1918 г. Маяковский написал сценарий «Закованная фильмой», где в главных ролях снимались Л. Брик и сам поэт. Картина была закончена к середине июня. В 70-е годы было обнаружено несколько забракованных кусков из этого фильма. | Тогда же он писал Лиле Брик:
Маяковский писал(а): | Спасаюсь кинемо. Переусердствовал.
Глаза болят как сволочи. <...> Кинематографщики говорят, что я для них небывалый артист. Соблазняют речами, славой и деньгами. | Но позже оценивал собственные работы в кино так:
Маяковский писал(а): | Опыт предыдущей сценарной работы (18 год) "Мартин Иден", "Учительница рабочих" и др. - показал мне, что всякое выполнение "литераторами" сценариев вне связи с фабрикой и производством - халтура разных степеней.
В. Маяковский. Ответ на анкету журнала
"Новый зритель", 1926 №35 |
Маяковский писал(а): | 2-й и 3-й сценарии - "Барышня и хулиган" и "Не для денег родившийся" - сентиментальная заказная ерунда, переделка с "Учительницы рабочих" и "Мартина Идена".
Ерунда не в том, что хуже других, а что не лучше. Ставилась в 18 году фирмой "Нептун""
В. Маяковский, "Кино. Сценарии. Статьи. Письма. Речи. Стихи.", 1940, стр.306 | (цитаты без гиперссылок - из книги "Великий кинемо")
Любопытный момент: в одной из вышеприведенных цитат написано, что "Барышня и хулиган" снималась без сценария. Дело в том, что "сценарием" была собственно оригинальная книга "Учительница рабочих", прямо на страницах которой Маяковский вычеркивал ненужные места, вставлял свои правки на полях и т.д. В том числе, кстати, Маяковский вычеркнул из "сценария" и священника, однако тот был возвращен по настоянию владельцев фирмы, снимавшей фильм. Более детально об этом можно почитать в воспоминаниях режиссера фильма Евгения Славинского:
Цитата: | Довольно долгое время <...> в моем архиве сохранялась небольшая книжечка, вышедшая в издании общедоступной библиотеки. Поля этой книжечки были исписаны, часть текста зачеркнута. Кое-где на полях и на желтой обложке имелись рисунки, чертежи, схемы будущих кадров. То была книжка с произведением итальянского писателя д'Амичиса "Учительница рабочих".
Ее принес мне вместе с надписями, помарками и пометками Владимир Маяковский. Это и был, по существу, сценарий нашего будущего фильма.
Мы посидели вместе, посовещались, начали составлять монтажный лист. Маяковский во время обсуждения вносил новые предложения, подчас необычные для кинематографии тех лет. Ему нравилось то, что я выслушивал его внимательно и во многом соглашался с его мнением. Режиссер другого его фильма не желал считаться даже с ценными замечаниями "какого-то футуриста". В то время на кинофабриках существовала своеобразная установка: сценаристов на съемку их картин не пускали. Чего доброго начнут вмешиваться, протестовать против внесенных режиссером, а подчас и хозяином или хозяйкой поправок к их первоначальному сюжету.
Но в данном случае сценарист являлся исполнителем главной роли, к тому же то был Владимир Маяковский, поэт, которого я глубоко уважал, с которым был дружен.
В знак своего доброго отношения Владимир Владимирович подарил мне в дни съемок инсценировки "Мартина Идена" свою книгу "Облако в штанах", снабдив ее теплой надписью. <...>
Итак, маленькая книжечка д'Амичиса, вдоль и поперек исписанная и исчерканная Маяковским, стала нашим сценарием для постановки "Учительницы рабочих".
Правда, не окончательным.
Перед началом каждого съемочного дня Владимир Владимирович сообщал мне свои новые мысли и предложения, но для того, чтобы реализовать их полностью, нужно было располагать временем.
Нам же дали на всю постановку картины едва ли больше недели. Снимать приходилось день за днем, подряд, без передышки. Фабрикант не потерпел бы простоя.
Между тем поправки, вносимые моим необычным актером в мизансцены, всегда вели к лаконичности, простоте и ясности. Возражать против них не приходилось. <...>
Перед началом съемочного дня мы сообща делали монтажный лист и приступали к работе. Картина "Барышня и хулиган" была снята в основном на территории ателье, где имелись пруд, лужайка, сад. Некоторые сцены надо было разыграть на фоне невзрачных улиц заштатного городка.
Для этой цели не понадобилось возводить декораций, не пришлось совершать далеких выездов из Москвы "на натуру". Достаточно было выйти за ворота ателье.
Тот же Самарский переулок и прилегающие к нему Екатерининские улицы с их деревянными домишками, с незамощенными мостовыми послужили нам фоном.
Ряд сцен появления хулигана на улицах мы сняли в районе, где находилось ателье, и на территории нынешнего парка ЦДКА.
Маяковский ввел в фильм сцены, о которых в повести нет упоминаний. Им был придуман эпизод в трактире, где охмелевшему хулигану представляется видение - проходящая через толпу учительница.
<...>В сцене "хулиган в трактире" есть такой штрих.
Половой подает хулигану пиво, ставит перед ним стакан. Исполнитель роли хулигана Маяковский берет стакан внимательно осматривает его внутри и снаружи.
Это был присущий ему жест. Владимир Владимирович отличался брезгливостью, чистоплотностью, был исключительно опрятен. <...>
Декораций для постановки фильма "Барышня и хулиган" почти не изготовляли <...> Обходились все больше уголками. Один уголок изображал комнату учительницы, другой - школу, третий - кабинет директора или комнату, где умирал герой фильма.
Кстати, единственный спор с Маяковским во время съемок этой картины произошел у нас из-за концовки.
По д'Амичису, умирающий хулиган разрешает любимой девушке допустить к нему священника. Маяковский вымарал священника. Но по настоянию дирекции священник в конце фильма все же появился.
Впоследствии, когда фильм стал часто демонстрироваться на советском экране, эту концовку убрали, а название "Барышня и хулиган" заменили первоначальным - "Учительница рабочих".
Когда в 1921 году я приехал с фронта <...>, здесь еще шла в кинематографах эта картина. При первой же встрече с Маяковским он сказал мне: "А ведь барышню-то нашу с хулиганом до сих пор накручивают! |
Цитата: | Очень щепетильный ко всем мелочам павильонной жизни, Владимир Владимирович как актер мог служить образцом для всех актеров, являясь всегда без опозданий на съемку в своем несложном костюме бесшабашного уличного дебошира. Этот костюм придумывали сообща, и получилось неплохо: в нем Владимир Владимирович чувствовал себя свободно и внешний вид был не очень хулиганистый. Перед началом постановки он просил меня быть с ним строгим и требовательным, обещал безоговорочное подчинение режиссеру. Но все же иногда вносил поправки в мизансцены. Эти поправки всегда, как правило, вели к лаконичности, простоте и ясности, протестовать против них не было возможности. Вообще же он был послушен, внимателен, и все съемки у нас прошли без трений. <...>
Маяковский, не будучи актером, держался перед аппаратом великолепно: был спокоен, быстро и непринужденно схватывал подсказывания режиссера во время съемки, знал и ровно вел свою роль. Вообще, в его игре чувствовалась естественность и отсутствие позирования. Репетировать с ним много не требовалось. <...>
Гримироваться не любил. По нашему соглашению он лишь слегка оттенял глаза и подпудривался. <...>
Всегда жизнерадостный, увлекающийся, веселый, Владимир Владимирович зажигал и других участников съемки, поднимая настроение и усиливая интерес к созданию фильма. |
Когда я смотрел фильм, Маяковский, целующий крест, меня прямо ошеломил. А оказывается, он просто был добросовестным актером. В самом деле, его игра мне понравилась. В отличие от исполнительницы главной роли Александры Ребиковой, он чувства выражал довольно лаконично, без неумеренной театральности жестов и мимики. Ходит себе такой бугай по деревне, жрет семки, пьет пиво в тошниловке. Да и вообще, фильм, если и был "старомоден" для своего времени (хотя что значит старомоден? в 18-м году мелодрамы с театральными закатываниями глаз еще успешно шли в кинотеатрах), все-таки довольно выгодно отличается от тех российских дореволюционных картин, что я видел, реалистичностью игры и общим натурализмом (но в этом отношении наше кино, конечно, далеко отставало от кино американского).
Цитата: | В ателье "Нептун" была продемонстрирована картина с участием футуриста В. Маяковского, который произвел очень хорошее впечатление и обещает быть хорошим характерным киноактером. Остальные исполнители слабы.
Рампа и Жизнь 1918 №23 |
Любопытны и воспоминания других людей.
Александра Ребикова, исполнительница главной роли в фильме (учительница):
Цитата: | В то время местом моей основной работы была первая студия Московского художественного театра. У меня, как и у всех наших студийцев, занимавшихся со Станиславским и Вахтанговым, выработалось строгое отношение к себе, к работе в театре и в кино.
Для меня вопрос о партнере был безразличен.
Мне было страшновато: каким-то партнером окажется этот новый в кино человек, да еще со славой поэта-скандалиста?
Но опасения оказались напрасными.
Несмотря на то, что Владимир Владимирович часто балагурил и по-ребячьи веселился в перерывах между съемками, партнером он оказался настоящим.
В нужные моменты у него (в гораздо большей степени, чем у иных профессионалов) был настоящий сценический серьез, настоящие живые человеческие глаза и настоящее общение с партнером.
А. Ребикова, из книги Поляновского М. "Маяковский-киноактер", 1940 |
Советский режиссер Иванов-Барков, в 1918 году директор Госкино:
Цитата: | Посреди пустыря стоял обычный в то время застекленный со всех сторон павильон для съемок. Он был похож на сарай. Возле него находились подсобные помещения.
На пустыре было пустынно и тихо. На площадке перед входом в павильон были разбросаны детали декораций, и на них сидели и скучали три или четыре человека. Они были в гриме. Очевидно, это были какие-то актеры, и мы попали в перерыв съемок какого-то фильма.
Мы подошли к этим людям и спросили:
- Что здесь снимают?
Один из них, который сидел к нам спиной, обернулся, сверкнул неповторимым взглядом внимательных черных глаз. С удивлением я увидел, что это Маяковский, но еще более удивился, когда заметил, что он тоже в гриме. Он объяснил, что тут идет съемка картины "Барышня и хулиган" по его сценарию.
Маяковский в кино! <...> Мне, как художнику и директору студии, было очень интересно посмотреть, в каком плане ведется съемка.
<...>С разрешения Маяковского я поспешил в павильон. Но там ничего особенного не было: осветители меняли места "юпитеров", реквизиторы расставляли самые обыкновенные вещи в самых обыкновенных декорациях. Никакого футуризма! Никакого кубизма!
Маяковский понимал, что искусство кино имеет свои законы, что оно - новое слово в эстетическом творчестве человека и что словом этим надо научиться владеть...
Е. Иванов-Барков "Памятные встречи", 1971, стр. 194 |
Виктор Шкловский:
Цитата: | "Он играл без грима и не очень нравился Антику [П. Антик - владелец кинофирмы "Нептун"].
Когда хозяин спорил с Маяковским, тот хладнокровно отвечал:
- Вы знаете, я могу в крайнем случае писать стихи.
В. Шкловский "За 60 лет", 1985
<...> Была у Владимира жизнь кинематографическая. Он писал сценарии. Сам играл. Ленты сохранились. <...> Снимался Маяковский в сентиментальной вещи "Учительница рабочих" ("Барышня и хулиган"). Вообще во всех лентах он исправлялся. Фирма, в которой он работал, называлась "Нептун". Просмотры были в "Метрополе". Там, где сейчас городская станция.
Ссорясь с предпринимателем, Владимир говорил:
- Вы не думайте, я ведь не только актер, я могу и стихи писать. <...>
В. Шкловский "Случай на производстве" - Шкловский В. Гамбургский счет. Статьи. Воспоминания. Эссе (1914 - 1933), 1990 |
Интереса ради привожу еще одну любопытную цитату из "Великого кинемо", не относящуюся прямо к предмету разговора. Эсфирь Шуб, монтировавшая к 10-летию Октября фильм "Великий путь" позже вспоминала: Цитата: | Мне пришлось держать в руках пленку одного фильма с участием поэта - "Барышня и хулиган". "Сентиментальная заказная ерунда" - так определял сам Маяковский этот фильм.
Владимир Маяковский снят в этом фильме 1918 года крупным планом, почти без грима, и это единственное очень схожее кинематографическое изображение поэта тех лет. Мне хотелось один кадр использовать в своем фильме "Великий путь", но руководство Совкино не разрешило. Получилось, что они больше моего пеклись о том, чтобы не нарушить документальность фильма, показывая Маяковского в роли. А по правде говоря, им не хотелось, чтобы в фильме к десятилетию Великого Октября был помещен кинопортрет Маяковского, которого они не понимали и боялись. | (кстати, за это отсутствие игрового материала в фильме ее хвалит футурист, один из создателей ЛЕФа Сергей Третьяков в занятно написанной статье).
Ну и еще энциклопедического характера информация:
Работы Владимира Маяковского в кино: сценарии к фильмам "Погоня за славой" (1913), "Барышня и хулиган" (по произведению "Учительница рабочих" Э. Д’Амичиса, 1918, снимался в главной роли), "Не для денег родившийся" (по "Мартину Идену" Дж. Лондона, 1918, снимался в главной роли), "Закованная фильмой" (1918, снимался в главной роли), "На фронт" (1920, агитфильм), "Дети" ("Трое", 1928), "Декабрюхов и Октябрюхов" (1928), "Слон и спичка" (1926 - 1927, не был поставлен), "Сердце кино" (1926 - 1927, не был поставлен), "Любовь Шкафолюбова" (1926 - 1927, не был поставлен), "Как поживаете?" (1926 - 1927, не был поставлен), "История одного нагана" (1926 - 1927, не был поставлен), "Товарищ Копытко" (1926 - 1927, не был поставлен; отдельные моменты были использовал в пьесе "Баня"), "Позабудь про камин" (1926 - 1927, не был поставлен; сценарий был переработан в комедию "Клоп"). |
|
Вернуться к началу |
|
|
Люми
Зарегистрирован: 02.04.2008 Сообщения: 152 Откуда: Севастополь
|
Добавлено: Сб Окт 11, 2008 2:04 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Отличный фильм! В детстве смотрел, очень понравился. _________________ "Я в восхищении! Королева в восхищении! Мы все в восхищении!" |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|