LE BUNKER DE LA DERNIERE CREEPOZOIDS
Форум закрыт
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Безумный Сессил Б
Зарегистрирован: 04.12.2006 Сообщения: 648
|
Добавлено: Пт Мар 21, 2008 5:31 pm Заголовок сообщения: Ромашков и Гончаров - Понизовая Вольница (1908) |
|
|
Не разочаровался ни капли, как раз то что искал. Пафосная и весёлая мылодрама, снятая словно капустник на детском утреннике. Безумные костюмы и хаотические движение кучи народа. Общий сюжет - народ, в более чем диких костюмах, усиленно гуляет. Потом гуляющий народ оговаривает княжну. Потом финальный бултых. Идеальное начало для русского кино, экранизация застольной песни.
Короче, мне очень понравилось
Интересно, это про этот фильм упоминал в своём дневнике молодой Геббельс? Он там, насколько я помню, хвалил некий русский фильм про Степана Разина, как пример истинно арийского духа, том числе и по отношению к дамам.
ПыСы
И ещё, я вообще не перевариваю Сергея Кудрявцова, и рецензии у него зачастую халтурные, и человек неприятный. Сужу по общению в ЖЖ, в ходе которого этот тип стал прославлять цензуру. Но тем не менее его рецензия на Понизовую Вольницу на самом деле не плоха. Кое что он сумел уловить. Только всё несколько портит привычный для него снисходительный тон.
Цитата: |
15 октября (28 октября по новому стилю) 1908 года состоялась премьера первого отечественного игрового фильма "Понизовая вольница" ("Стенька Разин"), с которого как раз и следует вести отсчёт российской профессиональной кинематографии. Хотя создатели этой своеобразной экранизации народной песни "Из-за острова на стрежень..." (правда, Василием Гончаровым была написана собственная пьеса "Понизовая вольница") были, конечно, любителями-дилетантами, авантюристами в искусстве. Но что есть кино, как ни бесконечный надрывный романс и ни чистейшей воды авантюризм, обман доверчивых зрителей?! Иллюзия, приобретающая черты массового гипноза, общего сомнамбулического транса, коллективного сеанса спиритизма...
Заманчивее всего увидеть в этом образчике эпохи ранних кинопримитивов какие угодно предвосхищения современных экранных открытий - допустим, эстетику видеоклипного мышления, благодаря чему объявить Россию "родиной видеоклипов". Ведь в семи сценах, снятых статичной камерой по принципу сфотографированного театра (не велика важность, что действие происходит всё-таки на натуре - на пленэре и на водах), фактически иллюстрируется текст народной песни о бунтарском предводителе Стеньке Разине, загульном русском мужике. В кульминационный момент большой попойки он кидает персидскую княжну в "набежавшую волну", спасая тем самым свою честь национального вождя восставших казаков.
Разумеется, группа энтузиастов, возглавляемая инициативным предпринимателем Александром Дранковым, бывшим фотографом при Государственной Думе, который здесь участвовал и в качестве "крутильщика ручки киноаппарата" (оператором его назвать сложно), не ведала ничего о коротких планах, смонтированных в экстравагантно-занимательном ключе. А тем более - не знала вообще о постмодернистской иронии трактовки образа разбойника-буяна, который желал выдать себя за народного мстителя. Это мы всё можем приписать ретроспективно, стремясь хоть как-то развлечься, если вдруг доведётся случай посмотреть столь допотопный киноаттракцион заезжих провинциальных гастролёров.
Однако точно так же, как и в картинах наивных и простодушных художников-самоучек обнаруживается большими интеллектуалами бездна смысла и богатство художественных открытий, так и в выездной экспедиции первых российских киношников за пределы города Москвы теперь видится непроизвольная, глубинная по сути, концептуальная культурная акция. Романсовое и авантюрное начало кинематографа схвачено в "Понизовой вольнице" с детской непосредственностью гимназистов, которые решились бежать из российского провинциального городка куда-нибудь на Дикий Запад, к индейцам. Анекдотическая удаль ряженой компании, веселящейся на выплывающих челнах, - не более чем дурного пошиба самодеятельность на загородном пикнике.
И, тем не менее, в этом наличествует сейчас уже хуже улавливаемая из-за давности лет магия удавшегося обмана "всего честнóго народа", собравшегося в кинозале. Есть особая закономерность в том, что ещё в 1907 году отснятый тем же Дранковым материал "Сцены из боярской жизни" по мотивам "Бориса Годунова" так и не был принят в качестве первой русской игровой картины. Нет, не трагедия, не исторический фильм, не костюмированная драма, а только лишь мелодраматически-авантюрный народный романс мог стать родоначальником российского кинематографа. |
ПыПыСы
Van_Tryden и mimoid - пасиб. В случае личной встречи - с меня пиво |
|
Вернуться к началу |
|
|
Безумный Сессил Б
Зарегистрирован: 04.12.2006 Сообщения: 648
|
Добавлено: Пт Мар 21, 2008 5:35 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Да, кстати, неожиданно оказалось, что этот фильм кто-то на ютубу залил
http://www.youtube.com/watch?v=Dkl8_iJo0s0 _________________ Юзер Безумный Сессил Б больше не является участником данного форума.
Противно. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Безумный Сессил Б
Зарегистрирован: 04.12.2006 Сообщения: 648
|
Добавлено: Пн Мар 24, 2008 9:35 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Да, это тут вряд-ли актуально, но выложил на Торренс ру
http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=741612 _________________ Юзер Безумный Сессил Б больше не является участником данного форума.
Противно. |
|
Вернуться к началу |
|
|
mimoid
Зарегистрирован: 11.07.2006 Сообщения: 1943 Откуда: Москва
|
Добавлено: Вт Мар 25, 2008 4:17 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Безумный Сессил Б писал(а): | усиленно гуляет | Хорошо подмечено
Действительно, самодеятельность какая-то. Для 1908 года, думаю, "фильм" был еще тем трэшаком, пусть и костюмированным. Ни смены планов, ни монтажа... Если бы не титры, вообще не было бы понятно, что за дебош зафиксирован на пленку. |
|
Вернуться к началу |
|
|
mimoid
Зарегистрирован: 11.07.2006 Сообщения: 1943 Откуда: Москва
|
Добавлено: Пн Июн 16, 2008 1:49 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Хм, любопытно. "Понизовую вольницу" считают первым российским кинофильмом, в этом году, соответственно, отмечается столетие нашего кинематографа. Но была ли "Понизовая вольница" фильмом как таковым в современном понимании? Гончаров ставил в театре "Аквариум" былинную пьесу собственного сочинения, начало и конец которой были исполнены "с применением синематографа". Причем это был не первый подобный эксперимент в России, судя по тому, что, например, писали в периодическом издании "Сине-Фоно" (номер 3 за 1908 год): Цитата: | "Понизовая вольница" (Стенька Разин) - историческая пьеса <...> Гончарова идет одновременно в Летнем театре и в театре "Аквариум", где при постановке применяют синематограф.
Это уже третий случай применения синематографа в московских театрах: сперва у Корша в детском спектакле, затем у Сабурова в фарсе "Рогоносцы" и, наконец, в "Аквариуме" |
Как я понимаю, однако, сами эти кинофрагменты были смонтированы в виде фильма и их стали нелегально крутить в других кинотеатрах в качестве самостоятельного зрелища (надо полагать, Дранков пытался заработать побольше денег): Цитата: | Г. Гончаров, написавший "Понизовую вольницу" с применением синематографа, дал исключительное право на постановку театру "Аквариум", а между тем это зрелище появилось в некоторых синематографах и даже в сопровождении той же музыки, которую написал для "Аквариума" Ипполитов-Иванов. Г. Путинцев собирается затеять процесс. | (газета "Новости сезона" №1621 от 24.10.1908)
Получается, что, согласно официальной точке зрения, российский кинематограф начался в результате деловой нечистоплотности и "нелегального копирования"
Кстати, хотя сейчас фильм производит смехотворное впечатление, современниками он воспринимался совсем иначе: Цитата: | Из новинок за прошлую неделю отметим картину "Стенька Разин". В техническом отношении на исполнена прекрасно. Видно, что Г. Дранков в совершенстве постиг дело фотографирования; жаль только, что лента коротка, - сюжета хватило бы на несколько сот метров. Прекрасно снят вид на Волгу и флотилию лодок с разбойниками; очень интересна картина в лесу, а также и последний момент, когда Стенька бросает княжну в Волгу. | (Вестник кинематографов в Санкт-Петербурге №1 за 1908 г.)
Цитата: | Если великие картины гениальных художников прошлого и настоящего, пользующиеся заслуженным уважением и любовью за те минуты наслаждения, которые они могут дать зрителю, если исторические сочинения, романы, повести имеют еще и чисто образовательное значение как желанные вестники прошлого, то во всяком случае в одном хотя бы они уступают синематографу и никогда не смогли бы с ним сравниться.
Это "нечто", имеющее такое громадное значение, - тот исторический колорит, тот "дух эпохи", который может дать и сохранить только синематограф с его движениями, окраской, которая сделала теперь такие колоссальные успехи. Посмотрите хотя бы "Стеньку Разина". Это еще, конечно, далеко не совершенная постановка, но и теперь картина дает зрителю очень и очень много. | (газета "Сцена" №71 от 1.11.1908)
И еще хвалебная выдержка, заставляющая усмониться в первопроходстве Дранкова и Ромашкова (ну или по крайней мере в том, что до "Понизовой вольницы" ничего игрового у нас не снимали): Цитата: | Картина эта до известной степени делает эру в истории русского кинематографического театра. В ней впервые наш синематограф вступает на национальную почву, в ней впервые он дает роскошную и выдержанную в историческом колорите картину. Театр "Колизей", благодаря своему огромному экрану, смог блестяще поставить эту картину. Не останавливаясь ни перед какими затратами, он пригласил хор певчих, которыми будут исполнены "Вниз по матушке по Волге" и "Из-за острова на стрежень". Кто не знает красивой легенды о Стеньке Разине и персидской княжне, послужившей содержанием картины? | (газета "Сцена" №59 от 20.10.1908)
В общем, есть повод задуматься.
Цитаты привожу по великолепному изданию 2002 года "Великий Кинемо: Каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908-1919)". |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|