LE BUNKER DE LA DERNIERE CREEPOZOIDS

Форум закрыт
 
 FAQ   Поиск   Пользователи   Группы   Регистрация   Профиль   Войти и проверить личные сообщения   Вход 

Статья "Культовый трэш"

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов LE BUNKER DE LA DERNIERE CREEPOZOIDS -> Horror
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
olegmanson



Зарегистрирован: 14.07.2006
Откуда: krasnoyarsk

СообщениеДобавлено: Пт Сен 22, 2006 8:14 am    Заголовок сообщения: Статья "Культовый трэш" Ответить с цитатой

По большей части глупая статья из старого номера «Мира фантастики» за 2004 год. Я конвертировал текст из pdf, а так он получается неформатированным. Приводить его в читабельный вид весь – мне лень, ибо это геморрой. Да оно и ненужно. Поэтому я опускаю вводную часть, где автор статьи объясняет, отчего, собственно, би-муви так называется (вы все знаете), опускаю несколько невнятных абзацев про Вуда и «План 9» и сразу перехожу к середине материала:

---

…Когда сегодня говорят о мастерах trash movies, рядом с катастрофически неталантливым Эдом Вудом обычно называют Джека Арнольда и Роджера Кормана — но это совсем, совсем другой сорт кинохалтуры! Джек Арнольд, который в наши дни воспринимается исключительно в контексте “мусорного кино”, был отнюдь не бездарен и совсем не глуп. Да, спецэффекты его фильмов были безнадежно плохи. Да, прессованный картон декораций и застежки-молнии на шкурах ужасных чудовищ режут нам глаз, но то, что он делал — это кинематограф в самом что ни на есть первобытном значении слова! Его фильмы грубы на первый взгляд, а на второй — открывают зрителю бездну смыслов... В “The Inсredible Shrinking Man” (“Невероятно уменьшающийся человек”) по одному из самых поразительных романов Ричарда Матесона (известного в некоторых русскоязычных издательствах как “Мэтсон”) попавший под радиоактивный дождь обыватель начинает уменьшаться в размерах. Сначала он сжимается до размера ребенка, затем снижается до уровня кукольного домика и вынужден сражаться с кошкой, а в конце концов, уже
недосягаемый (из-за микроскопического роста) и для кошки, ведет жестокую борьбу с пауком, живущим в углу подвала. В финале он сжимается до... ничего и оказывается в неизвестной ему Вселенной. Сделано все это ужасающе примитивно и нереалистично, но фильм действует зрителей, цепляя какие-то темные струны душ, и в конечном счете достигает цели: отмахнуться от “Невероятно уменьшающегося человека” очень трудно. Этот фильм (да и другие фильмы Джека Арнольда) воздействует просто удивительным образом — мы прекрасно видим кинематографическую “липу”, мы понимаем, что нам крутят just a movie, но даже отчужденно наблюдая мучения невероятно уменьшившегося человека, мы все равно не в состоянии не сопереживать ему.
Были у Джека Арнольда и другие фильмы о неожиданных переменах в размерах людей и
животных. В “Tarantula” паук-тарантул, нажравшийся чего-то неположенного, вырастает на 30 метров и терроризирует целый город, в “Colossus” внезапно увеличивается до гигантских размеров и сходит с ума некий морской пехотинец — и эти странные трэш-драмы породили целое направление в B-movies. Появилась масса дурацких фильмов подобного рода: “Смертельные кузнечики”, “Паук”... Все их не перечислить и не упомнить — ну, назовем еще упоительно нелепого японского “Годзиллу” Иношира Хонда, а об остальных умолчим из жалости.
Справедливости ради стоит сказать, что Джек Арнольд не был первооткрывателем темы “изменения в размерах”. За год до “Тарантула” его коллега по второсортному кино Гордон Дуглас сделал не очень увлекательный фильм “Them!” о муравьях, мутировавших в аризонской пустыне после первых испытаний атомной бомбы. А еще раньше, в тридцатые годы, были сняты две отличные хоррор-сказки — “Дьявольская кукла” (режиссер — Тед Броунинг) и “Доктор Циклоп” (Эрнст Шедзак) — о
Злодеях-ученых, уменьшающих людей до размеров кукол Барби.
Все это было просто здорово и по сей день остается культовым кино, но мы, любители trash movies, все же в первую очередь вспоминаем Джека Арнольда как автора неподражаемой “Твари из Черной Лагуны” — “The Creatures from the Black Lagoon”, о которой так много теплых слов сказано Стивеном Кингом в “Пляске смерти”. Эта тварь с жабьей мордой и длинными когтями всплывает не
просто со дна кинолагуны, выстроенной где-то на задворках Голливуда — она, эта тварь, жаждущая пожрать наших девушек в белых купальниках, поднимается к поверхности из самых темных глубин подсознания. Можно быть уверенным, что без этого мусорного фильма киношедевр Стивена Спилберга “Челюсти” не мог бы состояться!
Десятки раз Корману предлагали кучи денег на постановку дорогостоящего кино, сотни раз зазывали на студии-гиганты Большого Голливуда, но этот хитроглазый индивидуалист гордо отказывался: съемки дешевых фильмов превратились для него в вид спорта. Он строгал фильмы десятками, по несколько штук в год. В его фильмографии представлены все жанры B-movies, от вестерна “На пять пистолетов к Западу” до кошмарной комедии “Магазинчик ужасов”. Комедии, я сказал? Да, это так, его страшные, ужасные, кровавые, дикие фильмы замечательно смешны. И “Заживо погребенные”, и “Нападение чудовищных крабов”, и даже “Тварь из Моря Призраков” прежде всего — забавны. В эталонном для Кормана фильме “The Terror” (снятом, впрочем, не в 50х годах, а чуть позже — в 1963) нагромождение ужасов просто невероятно: тут и оживающие статуи, и живые мертвецы, и колдуны, убивающие взглядом, и многое другое. И все это подается зрителю якобы абсолютно всерьез — до самых последних минут фильма, до финальной катастрофы. Замок безумного чародея разрушается прямо в кадре, и каменные глыбы, не очень искусно вырезанные из пенопласта, рушатся на голову совсем юному Джеку Николсену, весело отскакивают от него, чтобы упасть в бурный поток и уплыть вниз по течению... К этому стоит добавить, что весь этот ужас был снят за три дня, без сценария, в декорациях, оставшихся после съемки относительно дорогого (для Кормана) фильма “Ворон”, в котором великолепно сыграли актеры trash movies Винсент Прайс, Борис Карлоф и Питер Лорре (а сценарий — якобы по стихотворению Эдгара По — сочинил уже упоминавшийся Ричард Матесон)!
В промежутке между бездарным Эдом Вудом и почти гениальными Джеком Арнольдом и Роджером Корманом пребывает бесчисленное множество полузабытых жемчужин “мусорной культуры”, спродюссированных бесстыжим скупердяем Сэмюэлем Аркоффом. В
этой куче неведомых шедевров с упоительно сюрреалистичными названиями вроде “I was a Teenager Alien” (“Я был подростком-чужим”) и “Terror from the Year 5000”
(“Ужас из пятитысячного года”) есть и хорошее, талантливое мусорное кино, есть и полная чушь, не заслуживающая упоминания даже в справочнике “The Icredible Strange Movies”. Фильмы снимались быстро, быстро выходили на экран и так же быстро исчезали в небытии. Копии утрачивались, терялись, смывались — и сегодня мы можем удовлетворить свое любопытство относительно того или иного trash movie только по описанию в рекламной брошюрке или кинокаталоге.
50е годы были золотым веком trash movies, но они прошли, их сменили бойкие оптимистичные 60е, и в 60х не было места для мусора. Trash movies оттеснялись в киноподполье, в привокзальные театрики с дурной репутацией, а режиссеры интересующего нас субжанра или замолкали, или начинали снимать
“нормальное”, дорогое кино.
В то же время “мусорные тенденции” возникают по другую сторону Атлантического
Океана, в Италии, которая пытается конкурировать с импортным американским кинотоваром, доводя характерные черты американщины до гротеска и создавая настоящие шедевры веселья, наглости и дурного вкуса. Но я не стану останавливаться на мусоре, сделанном в Италии, потому что вклад итальянцев в trash SF попросту ничтожен. Только один фильм пережил десятилетия: “Планета Вампиров” Марио Бава, картина, которая оказала влияние на один из самых серьезных НФ фильмов мирового кино — “Чужой” Ридли Скотта.
Но годы шли, шли десятилетия, сдержанноинтеллектуальные 60е годы сменились анилиновым рокнроллом 70х и trash movies стали возвращаться в культуру. Но они вернулись не наивным и плоским развлечением подростков, нет! Новая волна “мусора” воспринималась уже как художественный объект, и в любви к
trash movies признавались самые модные парни и девушки десятилетия. Символом этой извращенной страсти стал эпохальный мюзикл “The Rocky Horror Picture Show”, сочиненный беглым ирландцем Ричардом О’Брайеном и перенесенный на экран режиссером Джимом Шарманом! Это первый в истории интерактивный фильм. Во время сеансов публика выскакивает на сцену перед экраном, чтобы вместе с персонажами танцевать “The Time Warp” и “Hot Patootie”, в сценах дождя зрители поливают друг друга водой из клизм, и считается хорошим тоном заявляться на просмотр
в панковских тряпках, имитирующих костюмы героев этого уникального в своей вульгарности фильма. Он состоит из цитат. Собственно, он и есть
одна большая цитата всего корпуса trash movies, украшенного к тому же вульгаризированными до мусора культовой кинофантастикой 30х годов. Там есть ночной ливень и огонек в окне зловещего замка, есть безумный доктор
Франк-н-Футттер, из кусков трупов собирающий прекрасного, но, увы, безмозглого атлета Рокки, есть пришельцы из Космоса с замашками сексуальных маньяков, а в массовке мелькают белый парик Энди Уорхола и усики Сальвадора
Дали... От рокнролла до подпольного бархата, от Дракулы до летающих тарелочек — весь иконостас trash culture вмещен в этот фильм!
В середине 80-х годов прошлого века trash movies неожиданно для всех незаинтересованных наблюдателей пережили второе рождение и поистине небывалый взлет благодаря повсеместному распространению видео. Это была самая настоящая культурная революция. Как грибы после дождя, повсюду возникали видеотеки, и повсюду молодежь требовала, в первую очередь, грубые, грязные, злые “мусорные” фильмы. Ни киноклассика, ни интеллектуальные фавориты международных кинофестивалей не интересовали посетителей видеотек. Наибольшим спросом
пользовались дешевые и небрежно сляпанные action и horror в научно фантастических декорациях. Такие фильмы крутились в веселых компаниях под пиво и чипсы, их смотрели вполглаза и хохотали до упада над подвигами пластиковых суперменов. Спрос немедленно родил предложение, и повсюду — а особенно в Италии — полупрофессиональные продюсеры и режиссеры-халтурщики занялись созданием предельно дешевых фильмов, снимавшихся прямо на видео и не предназначенных для показа в кинотеатрах. Американцы пытались сопротивляться новой тенденции и, даже производя отчаянный “трэш” наподобие “Killer Klowns from Outer Space”, готовили его для выхода на большой экран. Итальянцы, как более культурные и энергичные фильмоделы, не замахивались так широко, а ловко пользовались старательно разработанными американскими идеями и выстреливали целой обоймой дешевых мусорных плагиатов. “Безумный Макс”, “Терминатор”, “Конан-Варвар” и другие кинохиты вызвали к жизни неимоверное количество итальянских trash
movies. Многие из этих подделок маркированы англозвучащими псевдонимами, так
что наивные посетители видеотек брали “Metropolis 2000”, “The Riffs”,
“Endgame”, “Fire Flash”, “The Bronx Executioner” и “Ator” в полной уверенности, что собираются знакомиться с американским кино…

---

Ну и под конец автор пишет какую-то хуйню про «Трому», очень сжато, скомкано и неинформативно (наверное, редактор сократил). Поэтому я эту главу тоже откастирировал.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов LE BUNKER DE LA DERNIERE CREEPOZOIDS -> Horror Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB